Древнейшие государства Восточной Европы. 2013 год: Зарождение историописания в обществах Древности и Средневековья. C. 71-167. |
Автор(ы) |
М.Ю. Ульянов |
Название |
К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРОЦЕССА СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ ПЕРИОДА ЧУНЬЦЮ (771-453 ГГ. ДО Н.Э.) |
Аннотация |
В данной статье на основе анализа сообщений письменных источников мы попытались сформулировать модель протекания процесса «сохранения исторической памяти» в историческом регионе Восточная Азия от зарождения государственности в середине III тыс. до н.э. до начала империи Восточная Хань в I в. н.э. Основное внимание было уделено систематизации представлений о формах сохранения памяти о прошлом в период Чуньцю (771-453 гг. до н.э.), прежде всего об официальном историописании. Были охарактеризованы функции историографов и некоторых представителей жречества, которые были вовлечены в этот процесс. Мы исходили из того, что условия для порождения и развития определенных культурных явлений, в том числе и сохранения памяти о прошлом, существовали в конкретных культурных средах. В рассматриваемое время память о прошлом могла сохраняться в устной и письменной форме. Устные произведения порождались всеми слоями общества, и большую часть из них составляли поэтические тексты, принадлежавшие к различным жанрам фольклорной литературы. А создание письменных произведений осуществлялось в двух тесно связанных культурных средах: храмовой и дворцовой. Там же осуществлялись их сохранение и репрезентация. Представления о прошлом существовали в виде «священной» и «реальной» истории. Задача передачи «священной истории» была возложена на жречество, а для фиксации «реальной истории» потребовались особые должностные лица. Они появились в храмовой среде, но в описываемое время выполняли определенные обязан-ности при дворе. Официальный характер историописания был обусловлен историей складывания института историографов (даши), которые в предыдущую историческую эпоху, период Западное Чжоу (1027-771 гг. до н.э.), принадлежав к высшему слою столичного жречества, отвечали за организацию проведения религиозных ритуалов в рамках культа предков правящей династии, и всех других культов. В царствах периода Чуньцю церемонии в рамках династического культа отправлялись самими царями, задача организации остальных церемоний перешла старшим жрецам чжу, а даши в рамках культа предков сосредоточились на ведении «анналов», в которых регулярно фиксировались основные деяния носителей высшей власти и другие значимые события. При этом, сохраняя высокий статус в жреческой среде, они обрели значимое положение при дворе. Таким образом, ведение «анналов», которые стали основной формой сохранения исторической памяти, было тесно связано с религиозными представлениями, а именно с культом предков правителей, который являлся основным общегосударственным культом.
|
Autor(s) |
Mark Yu. Ulyanov |
Name |
ON THE PROCESS OF PRESERVATION OF HISTORICAL MEMORY IN ANCIENT CHINA OF CHUNQIU PERIOD (771-453 B.C.) |
Summary |
In the present article we tried, based on the analysis of information from written sources, to define a pattern of the process of preservation of historical memory in the East Asia historical region starting from early statehood of the mid-third millenium B.C. up to the rising of the empire of the Eastern Han in 25 A.D. Our attention was mainly focused on systematizing ideas on forms of preservation of memory of the past in the period of Chunqiu (771-453 B.C.), first of all on official historical records. We described the functions of annalists and of some representatives of priesthood involved in the process of writing annals. We assumed that conditions for generating and further developing of certain cultural phenomena including the preservation of the memory of the past existed in certain culture media. During the period considered memory of the past could be preserved both in oral and written form. Oral texts were produced by all the social classes, and the major part of them were pieces of poetry belonging to various folklore genres. Whereas written works were created within two integrated culture media: temples and palaces. The same two culture media served for preservation and representation of those works. The past was regarded as sacred and real history. The function of the conveying of sacred history was vested in priesthood, the recording of real history demanded special officials. They appeared within temple media, but during the period studied performed certain duties at court. The official form of historical records was shaped by the establishing of the institution of annalists (dashi). In the previous period, the Western Zhou (1027-771 B.C.), dashi belonging to the higher class of priesthood at the capital were responsible for holding religious rituals within the ancestral veneration of ruling dynasty as well as other cults. In the kingdoms of the Chunqiu period the ceremonies within the ancestral veneration cult were held by the rulers themselves, the task of holding other ceremonies was passed on to the senior priests zhu, and dashi operating within the ancestral veneration cult focused on keeping annals wherein they regularly recorded major deeds of supreme power holders as well as other outstanding events. At that, while enjoying their high status among priests they acquired high standing at court. Thus, keeping annals, the main form of preservation of historical memory, was closely connected with religious beliefs, viz. the veneration of ancestors of ruling dynasty, the main cult in the kingdom.
|
Ключевые слова |
Древний Китай, период Чуньцю, формы сохранения исторической памяти историописание, анналы, хроники, культурные среды |
Key words: |
Ancient China, Chunqiu, forms of preservation of historical memory, history records, annals, chronicles, culture media |
Источники |
Бамбуковые анналы (Гу бэнь Чжу шу цзи нянь) / Изд. текста, пер. с кит., вступит. ст., коммент. и прил. М.Ю. Ульянова при участии Д.В. Деопика и А.И. Таркиной. М., 2005.
Бань Гу. Хань шу («История [империи] Хань»). Пекин, 1962.
Гоюй (Речи царств) / Пер. с кит., вступ. и примеч. В.С. Таскина. М., 1987.
Го юй (Речи царств). Шанхай, 1978.
Книга песен / Пер. А.А. Штукина. М., 1987.
Мэн-цзы / Пер. с кит., указат. В.С. Колоколова. СПб., 1999.
Мэн-цзы цзичжу (Мэн-цзы с собранием комментариев) / Сышу цзин. Пекин, 1996. Т. 1.
Сыма Цянь. Исторические записки (Шицзи) / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина и В.С. Таскина. М., 2001. Т. 1.
Сыма Цянь. Исторические записки (Шицзи) / Пер. с кит., предисл. и коммент. Р.В. Вяткина. М., 1986. Т. 4.
Сыма Цянь. Исторические записки (Шицзи) / Пер. с кит., предисл. и коммент. Р.В. Вяткина. М., 1987. Т. 5.
Сыма Цянь. Исторические записки (Шицзи) / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина, А.Р. Вяткина, А.М. Карапетьянца, М.Ю. Ульянова, при участии С.И. Кучеры, В.В. Башкеева, С.В. Дмитриева, М.С. Королькова, М.С. Целуйко. М., 2010. Т. 9.
Ли цзи («Записи о церемониях») // Сышу уцзин. Пекин, 1985. Т. 2.
Хуан Хуайсинь. И Чжоушу цзяобучжу и («Не включенные в канон писания [дома] Чжоу») с комментарием, дополнительными пояснениями и переводом»). Сиань, 1996.
Чтимая книга: Древнекитайские тексты и перевод «Шан шу» («Шу цзин») и «Малого предисловия» («Шу сюй») / Подгот. древнекит. текстов и илл., пер., примеч. и предисл. В.М. Майорова; Послесл. В.М. Майорова и Л.В. Стеженской. М., 2014.
Чуньцю Цзочжуань чжу («Вёсны и осени» и «Комментарий Цзо» со сводными комментариями) / Коммент. Ян Бо-цзюня. Пекин, 2000. Т. 1-3.
Чуньцю Цзочжуань. Комментарий Цзо к “Вёснам и осеням” / Исслед., пер. с кит. гл. 1-5, коммент. и указат. М.Ю. Ульянова. М., 2011. |
Литература |
Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.
Башкеев В.В., Ульянов М.Ю. Периодизация как инструмент и как результат исследования политического процесса: на примере истории Китая поздней древности (221 г до н.э. — 25 г н.э.) // ОГК-XLIV. 2014. (Уч. Зап. Отдела Китая. Т. 44, вып. 15).
Васильев К.В. «Планы Сражающихся царств»: Исслед. и пер. М., 1968.
Васильев К.В. Из истории древнекитайских письменных памятников // Страны и народы Востока. М., 1971. Вып. 11: Страны и народы Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии.
Васильев К.В. Некоторые вопросы изучения памятников древнекитайской историографии (Критический обзор исследовательской части книги: Imber A. Guo yu. An Early Chinese Text and its Relationship with the Tso Chuan. Vol. 1, 2. Stokholm, 1975) // ППВ, 1975. М., 1982.
Васильев К.В. Ранняя история древнекитайских письменных памятников // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1988. Кн. 2.
Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998.
Васильев Л.С. Проблема мифов и исторических преданий в Шан-Чжоу // ОГК-XXIX. 1999.
Васильев Л.С. Древний Китай. Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.). М., 2000. Т. 2.
Гаспаров М.Л. Литература европейской античности. Введение // История всемирной литературы. М., 1983. Т. 1.
Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М., 2002.
Гимон Т.В. Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси: Сравнительное исследование. М., 2012.
Гребнев Г.А. Формирование системы посмертных имен в древнем Китае по данным письменных источников // Синологи мира к юбилею Ст. Кучеры: Собр. тр. М., 2013.
Деопик Д.В. Опыт систематизации конкретно-исторического материала, со-держащегося в «Чуньцю» // ОГК-1У. 1973. Вып. 1.
Деопик Д.В. Гегемония и гегемоны по данным «Чуньцю» // ОГК-У. 1974. Вып. 1.
Деопик Д.В. Государство Ци в VIII — начале У в. до н.э. (по данным «Чуньцю») // ОГК-У1. 1975. Вып. 1.
Деопик Д.В. Исторический контекст-анализ // Комплексные методы в исторических исследованиях: Тез. докл. и сообщ. науч. совещ. М., 1987.
Деопик Д.В. Некоторые тенденции социальной и политической истории Восточной Азии в УШ-У вв. до н.э. (на основе систематизации данных «Чуньцю») // Конфуциева летопись «Чуньцю» («Вёсны и осени») / Пер. и примеч. Н.И. Монастырева. М., 1999.
Деопик Д.В. Опыт количественного анализа древней восточной летописи «Чуньцю» // Конфуциева летопись «Чуньцю» («Вёсны и осени») / Пер. и примеч. Н.И. Монастырева. М., 1999.
Деопик Д.В. О древнейших письменностях в Восточной и прото-Юго- Восточной Азии (современные представления) // Ломоносовские чтения. Апрель 2008. Востоковедение: Тез. докл. М., 2008.
Деопик Д.В. Царство Мо — первое государство Региона Восточной Азии (прото-ЮВА) // Губеровские чтения. М., 2009. Сб. 1.
Деопик Д.В. Вступительная статья // Чуньцю Цзочжуань («„Комментарий Цзо“ к „Вёснам и осеням“») / Исслед., пер. гл. 1-5, коммент. и прилож. М.Ю. Ульянова. М., 2011.
Деопик Д.В. Количественные методы в изучении исторической информации (проверяемая история). М., 2011.
Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. Современные данные о древнейших письменностях в Восточной Азии и связанные с ними знаки и тексты // ВЭ. 2011. Вып. 5. С. 7-118; 2012. Вып. 6. С. 205-249; 2013. Вып. 7, ч. 1. С. 15-103.
Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. Завершение формирования «двуединого» исторического региона Восточная Азия после возникновения государственности у хуася во II тыс. до н.э. // ОГК-ХЬШ. 2013. (Уч. зап. Отдела Китая; Т. 43, вып. 8).
Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. От «двуединой археологической культуры» к «двуединой империи»: периодизация исторического процесса в центре Восточной Азии с 2500 г. до н.э. по 220 г н.э. // Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тез. докл. науч. конф. (Москва, 14 апреля 2014 г). М., 2014.
Доронин Б.Г. Китай ХУП-ХУШ веков. Проблемы историографии и источниковедения. Л., 1988.
Доронин Б.Г. Об истоках одной особенности китайской феодальной историографии // Вестн. Ленингр. ун-та. № 8. История. Язык. Литература. 1979. Вып. 2.
Доронин Б.Г. Институт «историографов» (шигуаней) и его место в цивилизационных процессах в Древнем Китае (к характеристике явления) // Философии Восточно-азиатского региона и современная цивилизация: XIII—XIV Всероссийские конференции (Москва, 21-22 мая 2007 г, 22-23 мая 2008 г.). М., 2008. Ч. 1.
Зинин С.В. Отражение «И цзина» в «Цзо чжуани» и концепция перемен // ОГК-ХУ 1984. Ч. 1.
Зинин С.В. Мантические ритуалы бу и ши в эпоху Чунь цю (УШ-У вв. до н.э.) // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.
Иванов А.Е. «Цзочжуань» и «Ши цзин»: от цитаты к первоисточнику // ППВ. 2006. Вып. 1 (4).
Инь Чэнпин. Си Чжоу бэндяо жэньтоусян чжунцзу таньсу (Предварительное рассмотрение этнической принадлежности вырезанного из раковины изображения мужской головы времен Западного Чжоу) // Вэньу. 1986. № 1.
История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2006.
История Китая с древнейших времен до начала XXI в. М., 2013. Т. 2.
Карапетьянц А.М. “Чуньцю“ и древнекитайский „историографический“ ритуал // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.
Карапетьянц А.М. У истоков китайской словесности. М., 2010.
Кобзев А.И. «Канон перемен» как мировая константа // В пути за китайскую стену: К 60-летию А.И. Кобзева: Собр. тр. М., 2014.
Колоколов В.С. Триграммы и гексаграммы канонической книги «И цзин» и их применение в книге «Чунь цю» // П.И. Кафаров и его вклад в отечественное востоковедение (к 200-летию со дня рождения). М., 1979. Т. 1.
Корольков М.В. Сыма Цянь Шицзи («Исторические записки»), гл. 121. Жу-линь лучжуань (Жизнеописания ученых-каноноведов). Введение к переводу // История Китая. Мат-лы китаеведческих конф. ИСАА при МГУ (май 2005 г., май 2006 г). М., 2007.
Кроль Ю.Л. Сыма Цянь — историк. М., 1970.
Крюков М.В. Китай и Юго-Восточная Азия // Источниковедение истории Древнего Востока. М., 1984.
Крюков В.М. Текст и ритуал. М., 2000.
Крюков М.В. К проблеме циклических знаков в Древнем Китае // Древние системы письма: этническая семиотика. М., 1986.
Лисевич И.С. Литературная мысль Китая. М., 1979.
Лю Гуанъюй. Шан Чжоу цзянь цэ као ши (Исследование цзянь и цэ в периоды Шан и Чжоу) // Цзинань дасюэ сюэбао (шэхуй кэсюэбао). 2010. № 5.
Мельникова Е.А. Устная традиция в Повести временных лет: к вопросу о типах устных преданий // Восточная Европа в исторической ретроспективе: К 80-летию В.Т. Пашуто. М., 1999.
Мельникова Е.А. Историческая память в германской устной традиции и ее письменная фиксация // История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени. М., 2006.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2006.
Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 2004.
Меньшиков Л.Н. Рукописная книга в Китае I тысячелетие н.э. // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1988. Кн. 2.
Образы времени и исторические представления: Россия-Восток-Запад / Под. ред. Л.П. Репиной. М., 2010.
Позднеева Л.Д. Ораторское искусство // Литература древнего Востока. М., 1962.
Позднеева Л.Д. К проблеме источниковедческого анализа древнекитайских философских трактатов // Позднеева Л.Д. История китайской литературы: Собр. тр. М., 2011.
Позднеева Л.Д. Ораторское искусство и памятники древнего Китая // Позднеева Л.Д. История китайской литературы: Собр. тр. М., 2011.
Попова Г.С. Некоторые результаты сравнения текстов Шуцзина с эпиграфикой Западного Чжоу (1027-771 гг. до н.э.). // ОГК-ХЬП. 2012. Ч. 3.
Попова Г.С. Процесс формирования и особенности датировки мифологического слоя Шуцзина // ОГК-ХЬШ. 2013. Ч. 1.
Попова Г.С. Шуцзин во второй половине I тыс. до н.э.: передача текста и проблема разделения глав на версии гувэнь и цзиньвэнь // ОГК-ХЫУ. 2014. Ч. 1.
Попова Г.С. Проблема происхождения «Предисловий к записям» (Шу-сюй) (в печати).
Рубин В.А. О датировке и аутентичности «Цзочжуань» // Проблемы вос-токоведения. 1951. № 1.
Рубин В.А. «Цзочжуань» как источник по социальной истории периода Чуньцю: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1960.
Рубин В.А. Дневники. Письма. Тель-Авив, 1988. Кн. 1-2.
Рубин В.А. Был ли в истории китайской литературы «этап ораторского искусства?» // Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. Собр. тр. М., 1999.
Рубин В.А. «Записки о музыке» («Юэ-цзи») // Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае: Собр. тр. М., 1999.
Рубин В.А. Как Сыма Цянь изображал период Чуньцю // Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. Собр. тр. М., 1999.
Рубин В.А. Народное собрание в древнем Китае в УП-У вв. до н.э. // Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае: Собр. тр. М., 1999.
Рубин В.А. О народном собрании в древних государствах Восточной Азии // Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае: Собр. тр. М., 1999.
Рубин В.А. Рабовладение в древнем Китае в УП-У вв. до н.э. (по «Цзочжуань» // Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. Собр. тр. М., 1999.
Смолин Г.Я. Источниковедение древней истории Китая. Л., 1987.
Сюй Чжаочан. Чжоудай шигуань вэньхуа: Цянь чжоусинь ци хэсинь вэнь- хуа синтай яньцзю (Культура историографов Чжоуской эпохи: исследование морфологии сердцевины культуры в предъосевое время). Чанчунь, 2001.
Сюй Чжаочан. Сянь Цинь шигуань дэ чжиду юй вэньхуа (Состав историографов доциньского времени и культура). Харбин, 2006.
Тахо-Годи А.А. Античная гимнография. Жанр и стиль // Античные гимны. М., 1988.
Ткаченко Г.А. Избранные труды: китайская космогония и антропология. М., 2008.
Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.
Ульянов М.Ю. Мифическая часть генеалогии правителей царства Чу (конец II — конец I тыс. до н.э.) // Ломоносовские чтения: Науч. конф., апрель 2002 г., Востоковедение. Тез. докл. М., 2002.
Ульянов М.Ю. Текстологические аспекты исследования «Древнего текста “Бам-буковых анналов”» (Гу бэнь Чжу шу цзи нянь) // Ломоносовские чтения: Науч. конф., апрель 2006 г Востоковедение: Тез. докл. М., 2006. Кн. 1.
Ульянов М.Ю. «Бамбуковые анналы» (древний текст) и сведения о политической культуре Китая (УШ-Ш вв. до н.э.) // Ломоносовские чтения: Науч. конф. М., 2007. Кн. 1.
Ульянов М.Ю. К вопросу о первых упоминаниях стран Юго-Восточной Азии в китайских источниках: сведения о «стране Хуанчжи» в контексте политической и идеологической борьбы начала I в. н.э. // Губеровские чтения. М., 2009. Вып. 1: Юго-Восточная Азия: историческая память, этнокультурная идентичность и политическая реальность.
Ульянов М.Ю. Первые упоминания Юго-Восточной Азии в китайских источниках: проблема Хуанчжи (текстологический аспект) // Губеровские чтения. М., 2011. Вып. 2: Межэтнические и межконфиссиональные отношения в Юго-Восточной Азии: история и современность.
Ульянов М.Ю. Текстологические аспекты изучения Чуньцю Цзочжуань: к проблеме выделения и характеристики структурно-жанровых групп // ОГК-ХЫ 2011.
Ульянов М.Ю. Кем создавались хроники в период Чуньцю (771-453 гг. до н.э.)? // Ломоносовские чтения. Востоковедение: Тез. докл. науч. конф. (Москва, 16 апреля 2012 г.). М., 2012.
Ульянов М.Ю. «Историографы» даши при дворах государей ряда царств периода Чуньцю (771-453 гг. до н.э.) по данным Чуньцю Цзочжуань («Комментарий Цзо к “Веснам и осеням”») // Восток-Запад. Историколитературный альманах, 2011-2012. М., 2013.
Ульянов М.Ю. Об этапах историописания в Древнем Китае: периоды Чуньцю и Чжаньго (УШ-Ш вв. до н.э.) // Institutionis Conditori Илье Сергеевичу Смирнову. М., 2013. (Orientalia et Classica: Тр. Ин-та восточных культур и античности; Вып. 50).
Ульянов М.Ю. Данные Чуньцю Цзочжуань («Комментарий Цзо к “Веснам и осеням”») о ведении «анналов» в царствах Древнего Китая периода Чуньцю (771-453 гг до н.э.) // В пути за китайскую стену. К 60-летию А.И. Кобзева: Собр. тр. М., 2014.
Ульянов М.Ю. О религиозных церемониях в период Чуньцю (771-453 гг. до н.э.): по данным Чуньцю Цзочжуань // Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тез. докл. науч. конф. (Москва, 14 апреля 2014 г.). М., 2014.
Ульянов М.Ю. Послесловие к статье «Находки бронзового века» // Восточная коллекция. Лето. М., 2014.
Ульянов М.Ю. Структура и содержание повествований в Чуньцю Цзочжуань («Комментарий Цзо к “Веснам и осеням”»): к характеристике исторической прозы в древнекитайской литературе // Проблемы литературы Дальнего Востока. Сб. мат-лов VI междунар. конф., 25 по 29 июня 2014 г СПб., 2014. Т. 2.
Ульянов М.Ю. Структура «комментирующего комплекса» Чуньцю Цзочжуань («Комментарий Цзо к Чуньцю»): соотношение «исторического» и «каноноведческого» // Розенберговский сборник: востоковедные исследования и материалы. СПб., 2014.
Ульянов М.Ю. Старшие жрецы чжу при дворах правителей царств периода Чуньцю (771-453 гг. до н.э.): по данным Чуньцю Цзочжуань («Комментарий Цзо к “Веснам и осеням”») // Кнорозовские чтения. М., 2015 (в печати).
Ульянов М.Ю., Халтурина П.В. Эпиграфический массив царства Цзинь из Хоума (V в. до н.э.): общее описание в историко-археологическом контексте // ВЭ. 2014. Вып. 7.
Флиер А.Я. Избранные работы по теории культуры. М., 2014.
Халтурина П.В. Борьба за Великую Равнину в период Чжаньго: войны между царствами Вэй и Цинь // ОГК-XLI. 2011.
Халтурина П.В. Основные этапы формирования земель царств Вэй, Хань, Чжао и их завоевания Цинь в период Чжаньго: опыт картографического исследования // ОГК-XLII. 2012. (Уч. зап. Отдела Китая; Вып. 6, т. 1).
Целуйко М.С. Циньские эпиграфические памятники из Шуйхуди: Частная (служебно-личная) хроника господина Си «Бянь нянь цзи» (конец III в. до н.э.) // ВЭ. М., 2011. Вып. 5.
Целуйко М.С. Особенности нелинейной структуры древнекитайских эпигра-фических текстов из могилы в Шуйхуди // ВЭ. М., 2013. Вып. 7, ч. 1.
Чэнь Мэнцзя. Шаншу тунлунь (Общее исследование Шанщу). Пекин, 1985.
Шэнь Цзыцзе. Шигуань цзай Цзочжуань чжун дэ чжэнчжи юй вэньхуа цзя- осэ (Историографы в Цзочжуань — их роль в политике и культуре) // Фу да чжун янь со сюэкань. 2005. № 15.
Allan S. What is a shu U? // European Association for the Study of Chinese Manuscripts Newsletter. 2011. N 4.
Blakeley B.B. «On the authenticity and nature of the Zuo zhuan» revisited // Early China. 2004. Vol. 29.
Norman J. A Note on the Origin of the Chinese Duodenary Cycle // Linguistics of the Sino-Tibetan Area. Canberra, 1985.
Pines Yu. Foundations of Confucian Thought: Intellectual Life in the Chunqiu Period, 722-453 B.C.E. Honolulu, 2002.
Pulleyblank E. Ji and Jiang: the role of exogamic clans in the organization of the Zhou polity // Early China. 2000. Vol. 25.
Schaberg D. A Patterned Past: Form and Thought in Early Chinese Historiography. Cambridge (Mass.); L., 2001.
Vogelsang K. Inscriptions and proclamations: on the authenticity of the “gao” chapters in the Book of Documents // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. 2002. Vol. 74.
Wai-yee Li. The Readability of the Past in Early Chinese Historiography. Cambridge (Mass.); L., 2007.
|
Ознакомиться с текстом статьи в формате PDF | |
|
Ознакомиться с текстом статьи в формате DjVu | |
|