Древнейшие государства Восточной Европы. 2013 год: Зарождение историописания в обществах Древности и Средневековья. C. 168-202. |
Автор(ы) |
И.Е. Суриков |
Название |
«В КРУГЕ ПЕРВОМ»: ПОЯВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ПАМЯТНИКОВ ЕВРОПЕЙСКОГО ИСТОРИОПИСАНИЯ (ГРЕЦИЯ VI-V ВВ. ДО Н.Э.) |
Аннотация |
Для исторического сознания древних греков был характерен циклизм представление о движении истории «по кругу», о «вечном возвращении». Разумеется, данное суждение не имеет абсолютного характера: с циклистским пониманием развития общества сочеталось и переплеталось линейное, выражавшееся в прогрессистских или (чаще) регрессистских концепциях. Собственно, историописание как тако - вое возникает в Элладе где-то на стыке циклистских и линейных воззрений. Речь в статье идет об архаической ионийской историографической традиции, к которой следует отнести группу историков, которых в исследовательской литературе обычно называют «логографами», а также Ге - родота. Кстати, от обыкновения называть древнейших (догеродотовских) эллинских историков «логографами» пора отказаться ввиду неадекватности и беспочвенности этого обозначения. Геродот и его предшественники принадлежат еще к «дориториче- ской» историографии. А вот на того древнегреческого историка, который шел непосредственно за ним, на Фукидида риторика, напротив, оказала уже колоссальное влияние. Уже на самой заре древнегреческой историографии мы встречаем многообразие жанров и стилей. Перед нами и достаточно сухие перечни (как правило, генеалогического характера), и рано возникающие развернутые нарративы (уже начиная с Гекатея), в том числе с экскурсами вполне новеллистического характера. Но все эти тексты несут явственный отпечаток исследования, изыскания. История впервые у греков становится предметом осмысленной рефлексии. Историописание и возникает у них сразу как наука, как исследование, а не как тривиальное описание событий. И, безусловно, по той же самой причине эллинская историография, едва родившись, практически сразу достигает колоссальных высот. Само же развитие рефлексии у греков, о котором идет речь и которое обусловило возникновение исторической мысли (а также философской, научной, эстетической и т.д.), обусловливалось, в свою очередь, в числе прочих факторов, и политическим развитием, появлением феномена полиса. Древнегреческие полисы при своих небольших размерах были политическими единицами по меркам Древнего мира беспрецедентно развитыми и сложными.
|
Autor(s) |
Igor E. Surikov |
Name |
«IN THE FIRST CIRCLE»: THE EMERGENCE OF THE MOST ANCIENT PIECES OF EUROPEAN HISTORIOGRAPHY (GREECE, THE SIXTH-FIFTH CENTURIES B.C.) |
Summary |
Historical consciousness of Ancient Greeks was characterized by cyclism the view of historys movement by cycle, of eternal return. Surely, this thesis is not absolute: a cyclist understanding of the societys development was coped and interconnected with a linear one, which manifested itself in progressist or (more often) regressist conceptions. To be strict, historiography as such emerges in Hellas in some sense at the joint of cyclist and linear views. The article deals with the Archaic Ionian historiographical tradition that included the group of historians usually labeled in modern scholarly literature as logographers as well as Herodotus. Besides, it is time to give up the custom of calling the most ancient (pre-Herodotean) Hellenic historians logographers, as is it inadequate and unfounded. Herodotus and his predecessors still belong to the pre-rhetorical historiography. But the Greek historian immediately following them, Thucydides, was already under strong influence of rhetoric. Already at the very dawn of Ancient Greek historiography one meets diversity of its genres and styles. We see both rather dried-up lists (as a rule, of genealogical character) and early-emerging large-scale narratives (from Hecataeus on), even with excurses of quite a novelistic character. But all such texts have a manifest imprint of research, investigation. For the first time in the Greek world history becomes a subject of intelligent reflection. Historiography appears among the Greeks from the beginning as an investigation rather than trivial description of events. And, of course, because of the very same reason Hellenic historiography immediately after its birth reaches colossal heights. As to the development of reflection among the Greeks, which we have noted and which conditioned the emergence of historical thought (as well as philosophical, scientific, aesthetical thought, etc.), it was conditioned, in its turn, among other factors, by political evolution and by the emergence of the polis phenomenon. Greek poleis were there small size notwithstanding political units strikingly developed and complicated, by the standards of the Ancient World.
|
Ключевые слова |
историописание, античность, архаическая и раннеклассическая Греция, полис, «логографы», Геродот, Фукидид |
Key words: |
historiography, classical antiquity, Archaic and Early Classical Greece, polis, logographers, Herodotus, Thucydides |
Литература |
Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.
Бобкова М.С. «Мы сами — время»: прошлое и настоящее в историческом сознании эпохи Средневековья // «Цепь времен»: проблемы исторического сознания. М., 2005.
Бокщанин А.Г. Источниковедение истории Древнего Рима. М., 1981.
Бычков В.В. Эстетика поздней античности (II-III века). М., 1981.
Доватур А.И. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957.
Илюшечкин В.Н. Эллинистические историки // Эллинизм: восток и запад. М., 1992.
Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.
Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.
Кузнецова Т.И., Миллер Т.А. Античная эпическая историография: Геродот. Тит Ливий. М., 1984.
Махлаюк А.В., Суриков И.Е. Античная историческая мысль и историография. М., 2008.
Перевалов С.М. Древнейшее упоминание имени «Кавказ» в античной литературе // Gaudeamus igitur: Сб. ст. к 60-летию А.В. Подосинова. М., 2010.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Сидоров А.И. «Черная кошка в темной комнате»: формирование традиции историописания в раннесредневековой Европе // Локальные исторические культуры и традиции историописания. М., 2011.
Строгецкий В.М. Проблемы становления истории как науки в античности // Античный мир и археология. Саратов, 2006. Вып. 12.
Строгецкий В.М. Становление исторической мысли в Древней Греции и возникновение классической греческой историографии: Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Н. Новгород, 2010. Ч. 1: Геродот.
Суриков И.Е. Категория сакрального в пространственной модели античного греческого полиса // ВЕДС-XVIII: Восприятие, моделирование и описание пространства в античной и средневековой литературе. М., 2006.
Суриков И.Е. ?????????? в труде Фукидида (I. 21. 1) и Геродот (Об одном малоизученном источнике раннегреческого историописания) // ВДИ. 2008. № 2.
Суриков И.Е. Геродот. М., 2009.
Суриков И.Е. Историк в изменяющемся мире: эволюция образа Коринфа в труде Геродота // ВДИ. 2009. № 1.
Суриков И.Е. Греческий полис архаической и классической эпох // Античный полис: Курс лекций. М., 2010.
Суриков И.Е. Геродот и Филаиды // Аристей. М., 2011. Т. 3.
Суриков И.Е. К проблеме формирования греческого полиса: Афины в VIII-VII вв. до н.э. // ВЕДС-XXIII: Ранние государства Европы и Азии: проблемы политогенеза. М., 2011.
Суриков И.Е. Очерки об историописании в классической Греции. М., 2011.
Суриков И.Е. Сократ. М., 2011.
Фролов Э.Д. Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли. Л., 1981.
Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избр. ст. позднего периода творчества. М., 1991.
Шичалин Ю.А. ’?????????, или Феномен «возвращения» в первой европейской культуре. М., 1994.
Шичалин Ю.А. Античность — Европа — история. М., 1999.
Эллинские поэты VIII—III вв. до н.э. Эпос, элегия, ямбы, мелика / Изд. подгот. М.Л. Гаспаров, О.П. Цыбенко, В.Н. Ярхо. М., 1999.
Armayor O.K. Herodotus, Hecataeus and The Persian Wars // The World of Herodotus. Nicosia, 2004.
Asheri D., Lloyd A., Corcella A. A Commentary on Herodotus Books I-IV. Oxford, 2007.
Baragwanath E. Motivation and Narrative in Herodotus. Oxford, 2008.
Bakker M. de. Speech and Authority in Herodotus’ Histories: Diss. Amsterdam, 2007.
Balcer J.M. Herodotus & Bisitun. Stuttgart, 1987.
Bertelli L. Hecataeus: From Genealogy to Historiography // The Historian’s Craft in the Age of Herodotus. Oxford, 2007.
Bichler R. Herodots Welt: Der Aufbau der Historie am Bild der fremden Lander und Volker, ihrer Zivilisation und ihrer Geschichte. 2. Aufl. B., 2001.
Bichler R. Herodotus’ Ethnography. Examples and Principles // The World of Herodotus. Nicosia, 2004.
Bichler R., Rollinger R. Herodot. Hildesheim, 2000.
Boedeker D. Heroic Historiography: Simonides and Herodotus on Plataea // The New Simonides: Contexts of Praise and Desire. Oxford, 2001.
Boedeker D. Epic Heritage and Mythical Patterns in Herodotus // Brill’s Companion to Herodotus. Leiden; Boston; Koln, 2002.
Boedeker D. The View from Eleusis: Demeter in the Persian Wars // Cultural Responses to the Persian Wars: Antiquity to the Third Millennium. Oxford, 2007.
Boegehold A.L. et al. The Lawcourts at Athens: Sites, Buildings, Equipment, Procedure, and Testimonia. Princeton, 1995. (The Athenian Agora; Vol. 27).
Bradeen D. The Fifth-Century Archon List // Hesperia. 1964. Vol. 32, N 2.
Braun T. Hecataeus’ Knowledge of the Western Mediterranean // Greek Identity in the Western Mediterranean: Studies in Honour of B. Shefton. Leiden; Boston, 2004.
Bringmann K. Herodot und Thukydides: Geschichte und Geschichtsschreibung im 5. Jahrhundert v.Chr. // Historie und Leben: Der Historiker als Wissenschaftler und Zeitgenosse. Festschrift fur L. Gall zum 70. Geburtstag. Munchen, 2006.
Cohen A. Mythic Landscapes of Greece // The Cambridge Companion to Greek Mythology. Cambridge, 2007.
Cole S.G. Landscapes of Dionysos and Elysian Fields // Greek Mysteries: The Archaeology and Ritual of Ancient Greek Secret Cults. L.; N.Y., 2003.
Cole S.G. Landscapes, Gender, and Ritual Space: The Ancient Greek Experience. Berkeley, 2004.
Cook J.M. The Greeks in Ionia and the East. L., 1962.
Corcella A. The New Genre and its Boundaries: Poets and Logographers // Brill’s Companion to Thucydides. Leiden, 2006.
Foxhall L. Environments and Landscapes of Greek Culture // A Companion to the Classical Greek World. Oxford, 2006.
Gagarin M. Antiphon the Athenian: Oratory, Law, and Justice in the Age of the Sophists. Austin, 2002.
Gray V. Herodotus and the Rhetoric of Otherness // American Journal of Philology. 1995. Vol. 116, N 2.
Greenwood E. Making Words Count: Freedom of Speech and Narrative in Thucydides // Free Speech in Classical Antiquity. Leiden; Boston, 2004.
Hart J. Herodotus and Greek History. L., 1982.
Heidel W.A. Hecataeus and the Egyptian Priests in Herodotus, Book II. N.Y.; L., 1987.
Hunter V. Past and Process in Herodotus and Thucydides. Princeton, 1982.
Jacoby F. Abhandlungen zur griechischen Geschichtsschreibung. Leiden, 1956.
Lendle O. Einfuhrung in die griechische Geschichtsschreibung: Von Hekataios bis Zosimos. Darmstadt, 1992.
Marincola J. Speeches in Classical Historiography // A Companion to Greek and Roman Historiography. Oxford, 2007. Vol. 1.
Mehl A. Herodotus and Xanthus of Sardis Compared // The World of Herodotus. Nicosia, 2004.
Mehl A. Veranderte und gestaltete Landschaft im antiken Gotter- und Totenkult // Die Landschaft und die Religion. Stuttgart, 2009.
Mikalson J.D. Herodotus and Religion in the Persian Wars. Chapel Hill; L., 2003.
Moles J. Narrative and Speech Problems in Thucydides Book I // Ancient Historiography and its Contexts: Studies in Honour of A.J. Woodman. Oxford, 2010.
Momigliano A. Studies in Historiography. N.Y., 1966.
Momigliano A. Essays in Ancient and Modern Historiography. Oxford, 1977.
Momigliano A. The Historians of the Classical World and their Audiences: Some Suggestions // Annali della Scuola normale superiore di Pisa. Classe di lettere e filosofia. 1987. Vol. 8.
Momigliano A. The Classical Foundations of Modern Historiography. Berkeley, 1990.
Morrison J.V. Interaction of Speech and Narrative in Thucydides // Brill’s Companion to Thucydides. Leiden, 2006.
Morrison J.V. Reading Thucydides. Columbus, 2006.
Munson R.V. Telling Wonders: Ethnographic and Political Discourse in the Work of Herodotus. Ann Arbor, 2001.
Ober J. Mass and Elite in Democratic Athens: Rhetoric, Ideology, and the Power of the People. Princeton, 1989.
Pelling C. Speech and Narrative in the Histories // The Cambridge Companion to Herodotus. Cambridge, 2006.
Pelling C. Herodotus and Samos // Bulletin of the Institute of Classical Studies. 2011. Vol. 54, N 1.
Polignac F. de. Cults, Territory, and the Origins of the Greek City-State. Chicago, 1995.
Rogkotis Z. Thucydides and Herodotus: Aspects of their Intertextual Relationship // Brill’s Companion to Thucydides. Leiden, 2006.
Romilly J. de. Magic and Rhetoric in Ancient Greece. Cambridge (Mass.), 1975.
Ruschenbusch E. Weitere Untersuchungen zu Pherekydes von Athen // Klio. 2002. Bd. 82.
Scott L. Historical Commentary on Herodotus Book 6. Leiden; Boston, 2005.
Sealey R. Thucydides, Herodotos, and the Causes of War // Classical Quarterly. 1957. Vol. 7, N 1/2.
Seidensticker B. Dichtung und Gesellschaft im 4. Jahrhundert. Versuch eines Uberblicks // Die athenische Demokratie im 4. Jahrhundert v.Chr. Stuttgart, 1995.
Thomas R. Herodotus in Context: Ethnography, Science and the Art of Persuasion. Cambridge, 2000.
Toyl D.L. Dionysius of Halicarnassus on the First Greek Historians // American Journal of Philology. 1995. Vol. 116, N 2.
Vandiver E. Heroes in Herodotus: The Interaction of Myth and History. Frankfurt a. M., 1991.
Vannicelli P. To Each His Own: Simonides and Herodotus on Thermopylae // A Companion to Greek and Roman Historiography. Oxford, 2007. Vol. 2.
Wardy R. Rhetoric // Greek Thought: A Guide to Classical Knowledge. L., 2000.
Wccowski M. Friends or Foes? Herodotus in Thucydides’ Preface // The Children of Herodotus: Greek and Roman Historiography and Related Genres. Newcastle upon Tyne, 2008.
West S. Herodotus’ Portrait of Hecataeus // Journal of Hellenic Studies. 1991. Vol. 111.
|
Ознакомиться с текстом статьи в формате PDF | |
|
Ознакомиться с текстом статьи в формате DjVu | |
|