Древнейшие государства Восточной Европы. 2013 год: Зарождение историописания в обществах Древности и Средневековья. C. 801-835. |
Автор(ы) |
Т.Н. Джаксон |
Название |
РАННЕЕ ИСТОРИОПИСАНИЕ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН: К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (по поводу коллективной монографии Historical Narratives and Christian Identity on a European Periphery: Early History Writing in Northern, East-Central, and Eastern Europe (c. 1070-1200) / Ed. by Ildar H. Garipzanov. Turnhout: Brepols, 2011. XIII, 292 p.) |
Аннотация |
Перед читателем развернутая рецензия на опубликованную в 2011 г. коллективную монографию под редакцией И. Гарипзанова «Исторические нарративы и христианская идентичность на европейской периферии: Раннее историописание в Северной, Восточно-Центральной и Восточной Европе (ок. 1070-1200)». Целью этого тома было представить по возможности полный обзор основных раннеисторических нарративов, созданных на северной и восточной периферии Европы примерно с 1070 по 1200 г., и преимущественно сфокусировать внимание на их роли в конструировании христианской идентичности в первые века после принятия христианства. К сожалению, избранные тематика и источниковый материал не позволили нарисовать единообразную картину данного процесса. И виной этому не только состояние современных национальных историографий, что справедливо отмечается в написанном редактором введении, но и некоторые недочеты исходного замысла. Сомнительной, в частности, видится априорная уверенность в том, что во всяком памятнике раннего историописания должна обнаружиться установка на формирование христианской идентичности и/или определение автором своего отношения к дохристианскому (=языческому) прошлому. Вместе с тем нельзя не согласиться с редактором в том, что подобная полифония помогает нам лучше понять как средневековую книжную культуру, так и современные медиеви- стические исследования. На взгляд рецензента, раннесредневековая историография четко делится не по языковому признаку: латынь народный язык (как в книге), а по историко-географическому: датская, шведская (о которой в этой книге почему-то не было сказано ни слова) и исландско- норвежская, единая по своим корням (т.к. остров в Атлантике был заселен по преимуществу норвежцами), но представленная разными жанрами письменности, выделившимися вследствие глубочайших различий в социальной структуре двух государств (королевство в Норвегии со святыми королями и «народовластие» в Исландии со святыми епископами). Стратегии выражения (формулирования) христианской идентичности в древнескандинавских нарративах, как демонстрирует сборник, весьма разнообразны. Несмотря на отдельные недочеты, рецензируемая монография представляется очень цельным, ценным и заслуживающим высокой оценки трудом большой группы крупных специалистов и знатоков тех раннесредневековых источников, о которых в ней идет речь. |
Autor(s) |
|
Name |
|
Summary |
The reader holds now a detailed review of a collection of articles “Historical Narratives and Christian Identity on a European Periphery: Early History Writing in Northern, East-Central, and Eastern Europe (c. 1070–1200)” edited by Ildar H. Garipzanov and published in 2011. The purpose of this volume was to present a complete overview of the main early historical narratives written on the northern and eastern periphery of Europe from about 1070 to 1200, and to focus chiefl y on their role in the construction of Christian identity in the fi rst century after the adoption of Christianity. Unfortunately, the selected topic as well as the source material have not made it possible to draw a uniform picture of the process. And the reason for this is not only the diversity of modern national historiographies, which is rightly pointed to in the introduction written by the editor, but also some shortcomings of the original intention. Doubtful, in particular, seems an a priori belief that every early historical text should show up a tendency for the formation of Christian identity and/or an explication of the author’s attitude towards the pre-Christian (= pagan) past. With that, we have to agree with the editor that such polyphony helps us to better understand both medieval literary culture and modern medieval studies. In the opinion of the reviewer, early medieval historiography should be subdivided not along the linguistic lines: Latin op. national language (as is done in the book), but on the historical and geographical basis: Danish and Swedish historiographies (somewhy not even mentioned in the book), Icelandic and Norwegian, close in their origin (since Iceland had been settled primarily from Norway) but differing in genres that had emerged under the consequence of profound differences in the social structure of the two states (the Kingdom of Norway, with its holy kings and the democracy in Iceland with its saint bishops). Strategies of expressing (formulating) Christian identity in Old Norse narratives, as the book demonstrates, are really diverse. Despite some shortcomings, the book under review is a solid, valuable and commendable work of a large group of leading specialists and experts in the field of those early medieval sources that are discussed here. |
Ключевые слова |
Средние века, историописание, Скандинавия, Норвегия, Исландия, Дания, христианство, язычество |
Key words: |
Middle Ages, historical writing, Norway, Iceland, Denmark, Christianity, paganism |
Литература |
Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви: Фрагменты / Пер., предисл. и коммент. В.В. Рыбакова // Швеция и шведы в средневековых источниках. М., 2007. С. 129-154.
Бусыгин А.В. Монах Теодорик и его «История о древних норвежских королях» (Проблемы источниковедения) // ДГ, 1999 год: Восточная и Северная Европа в средневековье. М., 2001. С. 86-92.
Глазырина Г.В. Епископские саги // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. М., 2009-2010. Т. 5.
Джаксон Т.Н. Древняя Русь и Исландия: школы и центры учености в первые века христианства // Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков (исследования и переводы). М., 2010. С. 302-322.
Джаксон Т.Н. Последний великий викинг на норвежском престоле // Образы прошлого: Сб. памяти А.Я. Гуревича. М., 2011. С. 349-365.
Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе. Тексты, перевод, комментарий. 2-е изд., в одной книге, испр. и доп. М., 2012.
Из ранней истории шведского народа и государства: первые описания и законы / Отв. ред. А.А. Сванидзе. М., 1999.
Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века / Пер. А. Руткевича. Долгопрудный, 1997.
Назаренко А.В. Западноевропейские источники // Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999. С. 259-407.
Роскилльская хроника / Пер. с лат., предисл. и примеч. В.В. Рыбакова // ДГ, 2001 г.: Историческая память и формы ее воплощения. М., 2005. С. 320-339.
Рыбаков В.В. Хроника Адама Бременского и первые христианские миссионеры в Скандинавии. М., 2008.
Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии. Л., 1967.
Швеция и шведы в средневековых источниках / Переводы, предисловия, комментарии А.Д. Щеглова, В.В. Рыбакова, А.Ю. Кузиной. М., 2007.
Andersson Th.M. Kings Sagas (Konungasogur) // Old Norse-Icelandic Literature: A Critical Guide. Ithaca; L., 1985. (Islandica; Vol. 45). P. 197-238.
Braudel F. Preface // Szucs J. Les trois Europes. P, 1990.
Early Christianity on the Way from the Varangians to the Greeks / Ed.
I.H. Garipzanov, O. Tolochko. Kiev, 2011. (Ruthenica. Supplementum; 4). Franks, Northmen, and Slavs: Identities and state formation in early medieval Europe / Ed. I.H. Garipzanov, PJ. Geary, P. Urbanczyk. Turnhout, 2008. (Cursor mundi; 5).
Hermann P. Islendingabok and History // Reflections on Old Norse Myths.
Turnhout, 2007. (Studies in Viking and Medieval Scandinavia; 1). P. 17-32. Historical narratives and Christian identity on a European periphery: Early history writing in Northern, East-Central, and Eastern Europe (c. 1070-1200) / Ed. I.H. Garipzanov. Turnhout, 2011. (Medieval texts and cultures of Northern Europe; 26).
Hungrvaka // Biskupa sogur. II / Asdis Egilsdottir. Reykjavik, 2002. (IF; B. 16).
Islendingabok / Jakob Benediktsson gaf ut. Reykjavik, 1968. (IF; B. 1).
Moberg O. Tva historiografiska undersokningar. 2: Danernas kristnande i den islandska litteraturen // Aarboger for nordisk Oldkyndighed og Historie. 1945. S. 36-45.
Mortensen L.B. Introduction // Historia Norwegie / I. Ekrem, L.B. Mortensen;
Transl. P. Fisher. Copenhagen, 2003.
Mortensen L.B. Sanctified Beginnings and Mythopoietic Moments: The First Wave of Writing on the Past in Norway, Denmark, and Hungary, c. 10001230 // The Making of Christian Myths in the Periphery of Latin Christendom (c. 1000-1300). Copenhagen, 2006. P 247-273.
Saga Olafs Tryggvasonar av Oddr Snorrason munkr / Finnur Jonsson. Kobenhavn, 1932.
Saints and their lives on the periphery: Veneration of saints in Scandinavia and Eastern Europe (c. 1000-1200) / Ed. I.H. Garipzanov, H. Antonsson. Turnhout, 2010. (Cursor mundi; 9).
Schier K. Sagaliteratur. Stuttgart, 1970.
Stromback D. The Conversion of Iceland. A Survey / Transl. and annotated by P Foote. L., 1974 (reprint: 1997). (VSNR TS; Vol. 6).
|
|
Ознакомиться с текстом статьи в формате PDF | |
|
Ознакомиться с текстом статьи в формате DjVu | |
|