Древнейшие государства Восточной Европы. 2014 год: Древняя Русь и средневековая Европа: рождение государств. C. 332-355. |
Автор(ы) |
Джонатан Шепард |
Название |
История как пропаганда, миф о прото-основе и «Трактат для нашего времени» в долгом одиннадцатом столетии (ок. 1000 — ок. 1130 гг.) |
Аннотация |
Долгий одиннадцатый век был веком расцвета историописания по всей Европе. Тому было немало причин. В Византии вслед за периодами политической нестабильности обычно появлялись повествования, подающие недавние события с позиции сторонников режима, зачастую сохраняя видимость объективности. Вновь созданные режимы и завоеватели в Западной Европе заказывали исторические сочинения, прославлявшие их и оправдывавшие их действия. Это справедливо в отношении норманнов в Южной Италии и на Сицилии, а также в Англии и в отдельных древнерусских княжествах. Однако и в сочинениях, на первый взгляд хвалебных или пропагандистских, можно уловить элементы критики правителей. Сочинения, написанные монахами, могли служить местным интересам их монастыря, даже сообщая более общие исторические сведения. Точно так же, они излагали нормы и табу политической культуры в рассказах, служащих предостережением правителям. Примеры такого литературного приема встречаются в англо-нормандской Англии и в Древней Руси: гобелен из Байё, а также сочинения Эадмера, Уильяма Мальмсберийского и «Повесть временных лет». Монахи не могли по своей воле свергнуть правителя, но осуждение духовными лицами его действий могло доставить ему как политику серьезные неприятности. Полагают, что во всех упомянутых государствах христианские клятвы имели абсолютную юридическую силу, и клятвопреступление мыслилось причиной страшной всеобщей катастрофы. Похоже, прямая связь кометы Галлея с клятвопреступлениями и последующими катастрофами стала одной из тем гобелена из Байё, что прослеживается и в «Повести временных лет». |
Autor(s) |
Jonathan Shepard |
Name |
History as Propaganda, Proto-Foundation Myth and “Tract for the Time” in the Long Eleventh Century (c. 1000 — c. 1130) |
Summary |
The long eleventh century saw a flurry of historical writing across Europe for a wide variety of reasons. In Byzantium, periods of political instability tended to prompt narratives giving a partisan account — often purporting to be objective — of recent events. Newly established regimes and conquerors in western Europe tended to commission self-glorifying and -justifying historical texts. This holds true of the Normans in Southern Italy and Sicily and England and of some Rus’ princely regimes. However, elements of criticism of the conduct of rulers may be detected in works that appear at first sight to be encomiastic or propagandist. Works written in a monastic milieu could serve the local interests of their religious house while recounting a more general narrative. Equally, they could set out norms and taboos of political culture by means of cautionary tales. Instances of such literary techniques are noted in Anglo- Norman England and Rus’, with reference made to the Bayeux Tapestry, and the works of Eadmer, William of Malmesbury and the “Povest’ Vremennykh Let”. The intimations of disapproval by churchmen of a ruler’s actions could bring him serious political embarrassment, even if it could not unilaterally topple him. In all the polities under consideration the validity of Christian oaths was deemed to be an absolute, transgression being correspondingly heinous and potentially incurring general catastrophe. The appearance of Halley’s Comet and its direct connection with broken oaths and subsequent disasters appears to be a theme in the Bayeux Tapestry and the “Povest’ Vremennykh Let” alike. |
Ключевые слова |
Англо-нормандская Англия, Византия, историописание, Киево-Печерская Лавра клятвы, критика, монастырь, политическая культура, Русь, хроника, целование креста, центр торговли, этические нормы |
Key words: |
Anglo-Norman England, Byzantium, chronicle, criticism, encomia, historical writing, Kievan Cave Monastery, kissing of the Cross, monastery, ethical norms, oaths, political culture, Rus’ |
Литература |
Вилкул Т.Л. О происхождении «Речи Философа» // Palaeoslavica. 2012. Vol. XX/1. P. 1–15.
Гимон Т.В. Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси. Сравнительное исследование. М., 2012.
Гимон Т.В., Гиппиус А.А. Русское летописание в свете типологических па- раллелей (к постановке проблемы) // Жанры и формы в письменной культуре средневековья. М., 2005. С. 174–200.
Гиппиус А.А. «Рекоша дружина Игореви» – 3. Ответ О. Страховой (Еще раз о лингвистической стратификации Начальной летописи) // Palaeoslavica. 2009. Vol. XVII/2. P. 248–287.
Гиппиус А.А. К проблеме редакций Повести временных лет. I // Cлавяноведение. 2007. № 5. C. 20–44.
Гиппиус А.А. К проблеме редакций Повести временных лет. II // Cлавяноведение. 2008. № 2. С. 3–24.
Гиппиус А.А. Сочинения Владимира Мономаха: опыт текстологической реконструкции. I // Русский язык в научном освещении. 2003. № 6. С. 61–99.
Зализняк А.А. «Слово о полку Игореве»: взгляд лингвиста. М., 2004.
Милютенко Н.И. Летописание Ярослава Мудрого (Древнейший свод) // Rossica Antiqua. Исследования и материалы / Отв. ред. А.И. Дворниченко, А.В. Майорова. СПб., 2006. С. 156–169.
Назаренко А.В. Владимир Мономах и киевское столонаследие: традиция и попытка реформы // ДГ. 2004 год: Политические институты Древней Руси. М., 2006. С. 279–290.
Насонов А.Н. История русского летописания: XI — начало XVIII века. Очерки и исследования. М., 1969.
Нестор. Житие Феодосия Печерского / Подготовка текста, пер. и коммент. О.В. Творогова // БЛДР. СПБ., 1997. Т. 1: XI–XII вв. С. 352–433.
Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001.
Петрухин В.Я. Русь в IX–X веках. От призвания варягов до выбора веры. М., 2013.
ПВЛ — Повесть временных лет / Подготовка текста, перевод, статьи и ком- ментарии Д. С. Лихачева. Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. 2-е изд., испр. и доп., подготовил М. Б. Свердлов. СПб., 1996.
Подскальски Т. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). Изд. второе, исправленное и дополненное для русского перевода / Перевод А.В. Назаренко, под редакцией К.К. Акентьева. СПб., 1996. (with A. Poppe).
Слово о князьях / Подготовка текста Т.В. Рождественской; пер. и коммент. И.П. Еремина // БЛДР. СПБ., 1997. Т. 4: XII век. С. 226–229.
Слово о полку Игореве / Подготовка текста, пер. и коммент. О.В. Творогова // БЛДР. СПБ., 1997. Т. 4: XII век. С. 254–267.
Флоря Б.Н. Представления об отношениях власти и общества в Древней Руси (XII — начало XIII вв.) // Власть и общество в литературных текстах Древней Руси и других славянских стран (XII — XIII вв.) / Отв. ред. Б.Н. Флоря. М., 2012. С. 9–94.
Шайкин А.А. Заглавия и вводные тексты двух старших русских летописей: идеология и повествование // ТОДРЛ. 2010. Т. LXI. C. 398–418.
Шахматов А.А. Разыскания о русских летописях. М., 2001. Reprint of: M., 1908.
Щавелёв А.С. Съезд князей как политический институт Древней Руси // ДГ. 2004 год: Политические институты Древней Руси. М., 2006. С. 268–279.
Baxter S. Edward the Confessor and the Succession Question // Edward the Confessor. The Man and the Legend / Ed. R. Mortimer. Woodbridge, 2009. P. 77–118.
Berend N. Introduction // Christianization and the Rise of Christian Monarchy. Scandinavia, Central Europe and Rus’ c. 900–1200 / Ed. N. Berend. Cambridge, 2007. P. 1–46.
Brooks N.P. and Walker H.E. The Authority and Interpretation of the Bayeux Tapestry // Anglo-Norman Studies. 1978 [1979]. Vol. 1. P. 1–34.
Cheynet J.-C. Foi et conjuration à Byzance // Oralité et lien social au Moyen Âge (Occident, Byzance, Islam): parole donnée, foi jurée, serment / Ed. M.-F. Auzépy and G. Saint-Guillain. Paris, 2008. P. 265–279.
Chibnall M. The Normans. Oxford, 2000.
Eadmer. Historia novorum in Anglia / Ed. M. Rule. London, 1884.
Epstein S.A. An Economic and Social History of later Medieval Europe, 1000– 1500. Cambridge, 2009.
Fossier R. The Rural Economy and Demographic Growth // New Cambridge Medieval History. Vol. IV.1 / Ed. D. Luscombe and J. Riley-Smith. Cambridge, 2004. P. 11–46.
Gameson R. The Origin, Art and Message of the Bayeux Tapestry // The Study of the Bayeux Tapestry / Ed. R. Gameson. Woodbridge, 1997. P. 157–211.
Garipzanov I.H. Wandering Clerics and Mixed Rituals in the Early Christian North, c. 1000 — c. 1150 // Journal of Ecclesiastical History. 2012. Vol. 63. P. 1–17.
Geoffrey Malaterra. De rebus gestis Rogerii Calabriae et Siciliae comitis et Roberti Guiscardi ducis fratris eius / Ed. E. Pontieri. Bologna, 1925–1928.
Goffart W. The Narrators of Barbarian History (A.D. 550–800). Jordanes, Gregory of Tours, Bede, and Paul the Deacon. Princeton, 1988.
Guy, Bishop of Amiens. The Carmen de Hastingae Proelio / Ed. and tr. F. Barlow. Oxford, 1999.
Hayward P.A. The Importance of being Ambiguous: Innuendo and Legerdemain in William of Malmesbury’s Gesta regum and Gesta pontificum Anglorum // Anglo-Norman Studies. 2010 [2011]. Vol. 33. P. 75–102.
Jeffreys M. Psellos and “his Emperors”: Fact, Fiction and Genre // History as Literature in Byzantium / Ed. R. Macrides. Farnham, 2010. P. 73–91.
Kaldellis A. The Corpus of Byzantine Historiography. An Interpretive Essay // The Byzantine world / Ed. P. Stephenson. London, 2010. P. 211–222.
Keene D. Towns and the Growth of Trade // New Cambridge Medieval History. Vol. IV.1. P. 47–85.
Krallis D. Democratic Action in Eleventh-Century Byzantium: Michael Attaleiates’ “Republicanism” in Context // Viator. 2009. Vol. 40.2. P. 35–53.
Lawson M.K. Cnut. England’s Viking King. 2nd ed. Stroud, 2004.
Leo the Deacon. Historiarum Decem Libri / Ed. C.B. Hase. Bonn, 1828.
Mikhailova Y. and D.K. Prestel. Cross-kissing: Keeping one’s Word in Twelfth- Century Rus’ // Slavic Review. 2011. Vol. 70.1. P. 1–22.
Moore R.I. Literacy and the Making of Heresy, c. 1000 — c. 1150 // Heresy and literacy, 1000–1530 / Ed. P. Biller and A. Hudson. Cambridge, 1994. P. 19–37.
Moore R.I. The First European Revolution, c. 970–1215. Oxford, 2000.
Pastan E.C. Building Stories: the Representation of Architecture in the Bayeux Embroidery // Anglo-Norman Studies. 2010 [2011]. Vol. 33. P. 151–185.
Shepard J. The Uses of “History” in Byzantine Diplomacy: Observations and Comparisons // Porphyrogenita. Essays on the history and literature of Byzantium and the Latin East in honour of Julian Chrysostomides / Ed. C. Dendrinos, J. Harris, E. Harvalia-Crook and J. Herrin. Aldershot, 2003. P. 91–115.
Shepard J. Memoirs as Manifesto: the Rhetoric of Katakalon Katakakon // Reading in Byzantium and Beyond. Festschrift for Professors Elizabeth and Michael Jeffreys. / Ed. T. Shawcross and I. Toth. Cambridge (forthcoming).
Shepard J. Rome, Constantinople and Newly-Converted Europe: Archaeological and Historical Evidence. Some Introductory Remarks // Rome, Constantinople and Newly-Converted Europe. Archaeological and Historical Evidence / Ed. M. Salamon, M. Woloszyn, A. Musin and P. Špehar. Cracow; Leipzig; Rzesz6w; Warsaw, 2012. Vol. I. P. 23–29.
Southern R.W. St Anselm and his Biographer. Cambridge, 1963.
Stock B. The Implications of Literacy: Written Language and Models of Interpretation in the Eleventh and Twelfth Centuries. Princeton, 1983.
Timberlake A. Redactions of the Primary Chronicle // Русский язык в научном освещении. 2001. Вып. 1. С. 196–218.
Weiler B. William of Malmesbury, King Henry I, and the Gesta Regum Anglorum // Anglo-Norman Studies. 2008 [2009]. Vol. 31. P. 157–176.
William of Apulia. Gesta Roberti Wiscardi / Ed. and tr. M. Mathieu, La geste de Robert Guiscard. Palermo, 1961.
William of Malmesbury. Gesta pontificum Anglorum / Ed. and tr. M. Winterbottom. Oxford, 2007. Vol. I.
William of Malmesbury. Gesta regum Anglorum / Ed. and tr. R.A.B. Mynors, R.M. Thomson and M. Winterbottom. Oxford, 1998. Vol. I.
William of Poitiers. Gesta Guillelmi / Ed. and tr. R.H.C. Davis and M. Chibnall. Oxford, 1998.
Williams A. The English and the Norman Conquest. Woodbridge, 1995.
Wolf K.B. Making History. The Normans and their Historians in Eleventh-Century Italy. Philadelphia, 1995.
|
|
Ознакомиться с текстом статьи в формате PDF | |
|