Главная страница
Библиотека сайта
Свод «Древнейшие источники по истории Восточной Европы»
Восточная Европа в древности и средневековье (материалы Чтений)
ƒревнейшие государства ¬осточной ≈вропы. 2014 год: ƒревн¤¤ –усь и средневекова¤ ≈вропа: рождение государств. C. 379-400.
јвтор(ы)
ј.¬. ѕоппэ
Ќазвание
»мела ли восточна¤ политика ќттонов в виду  иев?
јннотаци¤
Ќемецка¤ историографи¤ XX в. развила идею, что ќттоны продолжили христианскую политику  арла ¬еликого, окрещива¤ евангелием и мечом германские и слав¤нские племена далее на восток вплоть до ƒнепра. ќднако из данных ћагдебургской митрополии следует, что с 968 по 1000 г. политические и церковные рубежи закрепились на Ёльбе и —аале, за исключением ѕознанского епископства за рекой ќдра. ѕрибывша¤ осенью 959 г. во ‘ранкфурт правительница –уси ќльга-≈лена была прин¤та архиепископом ћайнца ¬ильгельмом (сыном ќттона I), исполн¤вшим также об¤занности государственного канцлера и представител¤ √ермании при папе »оанне XII. Ѕеседу¤ с ќттоном, ќльга пон¤ла, что этот выдающийс¤ государь серьезно готовитс¤ стать владыкой державы и церкви (коронован в –име 2 феврал¤ 962 г.). ќна уразумела, что пока ее сын —в¤тослав не желает стать христианином, ¬изанти¤ имеет все основани¤ отказыватьс¤ поставить  иеву епископа. ќттон предложил пока что отправить в  иев норманнскую миссию. ќн уполномочил архиепископа Ѕремена и √амбурга јдальдага, полноправного по миссионерству в скандинавских, все еще идолопоклоннических, странах, приготовить подобную вар¤жскую миссию в  иев. ѕосв¤щенный в епископы јдальберт с группой из 24Ц30 монахов достиг  иева летом 961 г., где власть к тому времени перен¤л сын ќльги —в¤тослав, упразднивший регентство матери. ѕринудительно посланный на –усь еп. јдальберт, будучи лишен привычной охраны и слыша оскорбительное Ђназывание веры христианской уродствомї, убралс¤ с миссией монахов восво¤си. ј после 968 г., став архиепископом ћагдебургским, в хронике ѕродолжател¤ –егинона (которой он был веро¤тным составителем) без объ¤снений обвинил ќльгу в Ђнеискренностиї. ќттон II (973Ц983) попыталс¤, правда без результата, включить в –имскую империю южную »талию. ≈го вдова, императрица ‘еофану (Ж991), участвовала в государственной политике, воспитании и образовании сына (ќттон III, 983Ц1002), заботилась также о положении саксонских слав¤н после подавлени¤ их восстани¤. Ќо св¤зывание их с восточными и л¤шскими слав¤нами лишено основани¤. ќшибочными догадками оказались родство и контакты ‘еофану с багр¤нородной ¬ладимировой јнной. ¬ рамках создани¤ универсальной христианской империи у ќттона III и ученых его круга во главе с будущим папой —ильвестром II (999Ц1003) возникла иде¤ необходимости византийской супруги дл¤ римского императора. Ќо несколько документов, датированных 990-ми гг., оказались московскими подделками времени правлени¤ »вана III и его сына ¬асили¤ III.
Autor(s)
Andrzej Poppe
Name
Gab es eine Ottonische Ostpolitik, die die Kiewer RusТ im Blickfeld Hatte?
Summary
In der deutschen Historiographie des 20. Jh. wurde die Grundgedanke ent en weiter die christliche Politik Karls den Gro?en bei der Taufe der germanischen und slawischen Stammen mit Evangelium und dem Schwert im Osten bis Dneper. Aus der Daten der Magdeburger Metropolitankirche folgt aber, dass von 968 bis 1000 politische und kirchlichen Grenzen lagen fest an der Elbe und Saale mit Ausnahme Pozenerbistum jenseits der Oder. Die Regentin der RusТ Olga (sie beabsichtigte gerade im eigenem Staat Christentum zu grunden) im Herbst 959 begab sich auf die Reise nach Frankfurt, und wurde zuerst sachlich vom Mainzer Erzbischof Wilhelm (Reichskanzler und vollmachtige Vertreter unter dem Papst Johannes XII.) empfangen. Wahrend der Gesprechen mit aus Italien eingetroffenen Otto hat Olga begriffen, dass dieser hervorragende Herrscher ernst zur Stellung eines Machthabers des Reiches und der Kirche sich bereitet (gekront im Rom am 2. Februar 962). Russische Konigin verstand, dass so lange ihre Sohn Swiatoslaw wunschte nicht Christ zu sein, Bysanz hat alle Grunde zu versagen einen Bischof in Kiew zu setzen. Otto I. schlug unterdessen nach Kiew eine normannische Mission abkommandieren vor. Er beauftragte dazu ermachtigten Erzbischof von Bremen und Hamburg Adaldag, der sorgte uber die Missionen in noch heidnischen Skandinavien. Zum Bischof gesegnete Monch Adalbert erreichte Kiew im Sommer 961. Etwa zu dieser Zeit 21- jahriger Swiatoslaw die Regentschaft seiner Mutter aufhebte. Zwangweise nach RusТ gesandte Adalbert, ohne ublichen Schutz vernehmend dazu einige Verspottungen, z.B. christliche Glaube als УurodstwoФ (Torheit), genennt wird, kehrte mit seinen Monchen heim. Nach 968 als Adalbert zum Magdeburger Erzbischof wurde, in Continuatio Reginonis (wahrscheinlich auch der Verfasser dieser Chronik), hat ohne Begrundung Olga in der Heuchelei belastet. Otto II. (973Ц983) versuchte sudliche Italien ohne Ergebnis in romisches Reich einschlie?en. Seine Witwe, die Kaiserin Theophanu (Ж991) betreibte gedeihlich mit der Staatspolitik und die Erziehing und Bildung seiner Sohns (Otto III., 983Ц1002), sorgte auch uber sachsischen Slawen nach ihrigen Niederschlagung des Aufstandes 983. Aber das Verknupfen diesen sachsi- schen Slawen mit Ostslawen ist vollig grundlos. Die Blutverwandtschaft und Verbindungen der Kaiserin Theophanu mit purpurgeborenen Wladimirs Gemahlin Anna ergaben sich irrtumlich. Otto III. mit seinem Gelehrtenkreis samt Gerbert (kunftige Papst Silve- ster II., 999Ц1003) an der Spitze, die beschaftigten sich mit dem Aufbau universalen christlichen Weltreich (renovatio imperii), fanden auch notwen- dig eine byzantinische, purpurgeborene Gemahlin fur romischen Weltkaiser zu erachten. Aber einige Schriftstucke datierten auf 990, erwiesen sich als Moskauer I Iwan III. und seinen Sohn Wassili III.
 лючевые слова
Key words:
Ћитература
 
ќзнакомитьс¤ с текстом статьи в формате PDF
 
¬ернутьс¤ к оглавлению