Главная страница
Библиотека сайта
Свод «Древнейшие источники по истории Восточной Европы»
Восточная Европа в древности и средневековье (материалы Чтений)
Древнейшие государства Восточной Европы. 2016 год: Памяти Г.В. Глазыриной. C. 17-25.
Автор(ы)
Н. Ю. Гвоздецкая
Название
ПЛАЧ И ОПЛАКИВАНИЕ В «ЭДДЕ» И «БЕОВУЛЬФЕ»: НА ПУТИ ОТ РИТУАЛА К ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация
На материале двух ранних образцов древнегерманского аллитерационного стиха анализируются пути трансформации плача как фольклорного жанра, тесно связанного с погребальным обрядом, в иные жанры средневековой литературы Англии и Исландии. Намечены три линии развития – к заклинаниям и словесным поединкам, к элегиям и к поминальным хвалебным песням, каждая из которых в разной степени отражена в «Старшей Эдде» и «Беовульфе». Если для «Эдды» характерен древний синкретизм ритуального текста, учитывающий всех актантов оплакивания (субъект, объект и виновник скорби), то в «Беовульфе» более ясно намечена линия трансформации плача в элегию благодаря акценту на чувствах оплакивающего и расширению обобщающих гномических мотивов. Еще одна линия, представленная в «Беовульфе», – растворение плача и оплакивания в устной импровизации как таковой.
Autor(s)
Natalya U. Gvozdetskaya
Name
WEEPING AND MOURNING IN THE EDDA AND BEOWULF: ON THE WAY FROM RITUAL TO LITERATURE
Summary
The two earliest examples of Germanic alliterative verse are used to analyze the ways of transformation of 'mourning' as part of funerary ritual into literary genres of medieval Iceland and England. Three lines of development are identified - towards the spells and verbal duels, towards the elegies and towards the memorial songs of praise, each of which is reflected in the Elder Edda and Beowulf in varying degrees. While the Edda preserves the ancient syncretism of ritual text, emphasizing all the three 'actants' of the situation of mourning (the subject, the object and the cause of mourning), the Beowulf more clearly reveals the transformation of 'mourning' into the genre of elegy due to its emphasis on the feelings of the mourner as well as due to the expansion of gnomic motives. One more way of development represented in Beowulf is a dissolution' of mourning in oral improvisation as such.
Ключевые слова
Ритуальный текст, устная традиция, фольклорные и литературные жанры, заклинания, поминальные хвалебные песни, героические элегии, древнегерманская аллитерационная поэзия, «Старшая Эдда», «Беовульф»
Key words:
Ritual text, oral tradition, folklore and literary genres, spells, memorial songs of prai, heroic elegies, the old Germanic alliterative poetry, the Elder Edda, Beowul
Литература
Беовульф: Эпос / Пер. с др.-англ. В. Тихомирова. СПб., 2010.
Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М., 1968.
Матюшина И.Г. Древнейшая лирика Европы. М., 2000.
Матюшина И.Г. Перебранка в древнегерманской словесности. М., 2011.
Старшая Эдда / Пер. А. Корсуна // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.
Стеблин-Каменский М.И. Миф // Стеблин-Каменский М.И. Труды по филологии. СПб., 2003.
Beowulf / Ed. with an Introduction, Notes and New Prose Translation by M. Swanton. Manchester, 1990.
Edda. Die Lieder des Codex Regius nebst verwandten Denkmälern / Hrsg. von G. Neckel. Heidelberg, 1968. Bd. I. Text. Dritte, umgearbeitete Auflage von Hans Kuhn.
 
Ознакомиться с текстом статьи в формате djvu
 
Вернуться к оглавлению