Главная страница
Библиотека сайта
Свод «Древнейшие источники по истории Восточной Европы»
Восточная Европа в древности и средневековье (материалы Чтений)
Древнейшие государства Восточной Европы. 2016 год: Памяти Г.В. Глазыриной. C. 184-195.
Автор(ы)
И. М. Никольский
Название
ОГОВОРКА ИЛИ ИГРА СЛОВ? КАК ХРИСТИАНСКИЙ ИСТОРИК ЛАКТАНЦИЙ ПРЕВРАТИЛ ЯЗЫЧНИКОВ В ВАРВАРОВ ОДНИМ МЕСТОИМЕНИЕМ
Аннотация
В статье на примере сочинения христианского апологета и историка Луция Фирмиана Лактанция (ок. 260 - ок. 325 гг.) «О смерти гонителей» («De mortibus persecutorum») рассматривается проблема эволюции ключевой для самоидентификации римлян терминологии, в частности, развитие и расширение спектра значений понятия «варвар», в условиях легализации христианства (Миланский эдикт Константина Великого) и выхода в связи с этим конфликта между его сторонниками и противниками на новый, более «политизированный» уровень. В достаточно периферийном с точки зрения сюжета отрывке DMP, в котором описывается смерть императора Валериана (253-260), Лактанций дважды подряд употребил одно и то же местоимение suns («свой»), сначала по отношению к персам, названным ранее «варварами», а потом по отношению к римлянам. В статье доказывается, что это не было случайной оговоркой, а Лактанций намеренно строил фразу таким образом, чтобы в ней получился двойной смысл, и стремился уравнять варваров-персов с римлянами-язычниками. В пользу такого предположения приводятся следующие аргументы. Во-первых, классическая античная традиция, на которую опирался Лактанций, - и греческая, и римская - сформировала не только «этническое» или «лингвистическое» значение слова «варвар» - как определение чужого по крови или языку - но и выдвинула его как характеристику человека, чуждого по этическим и ценностным ориентирам. Такие примеры хорошо известны и по риторическим сочинениям (Демосфен, Цицерон, Квинтиллиан), и по античной драме (Еврипид, Аристофан, Менандр), и по поэзии (Гораций, Овидий). С выходом противостояния христиан и язычников в политическую плоскость апелляция к варварству как полемический прием рано или поздно должна была затронуть в эту сферу межрелигиозных отношений. Во-вторых, более ранняя по сравнению с Лактанцием христианская традиция уже намекала на такую возможность - Тертуллиан сетовал на то, что римляне-язычники считают римлян-христиан варварами. В-третьих, регулярные контакты персидского и греко-римского миров, взаимопроникновение культовых практик (культ Митры в Риме) привели к тому, что христиане в антиязыческой полемике не видели разницы между «своими» римлянами и «чужими» персами. В-четвертых, известен по крайней мере еще один случай, когда Лактанций, в другом своем произведении, сравнил язычников с варварами. В-пятых, более поздние авторы также использовали слово «варвар» как ключевую характеристику оппонентов в спорах о религии - например, Виктор Витенский. Весьма вероятно, что Лактанций стал первым с момента обретения христианством легального статуса автором, использовавшим изначально «этническую» или «этнолингвистическую» категорию как риторический прием в межрелигиозной полемике - что впоследствии, по мере того как политическая роль христианства росла, получило развитие как практика.
Autor(s)
Ivan M. Nikolsky
Name
LAPSUS LINGUAE OR PLAY OF WORDS? HOW THE CHRISTIAN WRITER LACTANTIUS MADE PAGANS BARBARIANS WITH ONLY ONE PRONOUN
Summary
In the article on the example of the work by Christian apologist and historian Lucius Firmianus Lactantius (ca. 260 - ca. 325) On the Deaths of Persecutors (De mortibus persecutorum, DMP) the problem of evolution of the most important for the Romans’ self-identification terminology is studied, particularly enlargement and extension of the variety and spectrum of meanings, that the term ‘barbarian’ had, in the age of legalization of Christianity (the Edict of Milan signed by Constantine the Great), and of the appearance of the new, more ‘politicized’ level of the conflict between its protagonists and opponents. In this rather peripheral for the storyline fragment of DMP, in which the death of the emperor Valerian (253-260) is described, Lactantius used one and the same pronoun suus (its), two times in one sentence, at first designating Persians, called ‘barbarians’ before, and then designating Romans. It's argued in the article that it was not a faux-pas word here, but Lactantius willfully structured the phrase in such a manner, in order to give it double meaning, and tried to equalize Persians the barbarians with Pagan Romans. For this hypothesis sequent arguments are made. In the tradition of classical antiquity - so Greek, as Roman - on which Lacatantius drew - not only special ‘ethnical’ or ‘linguistic’ contexts of the word ‘barbarian’ had been formed, but it had been used also for characterization for the ‘alien’ in the sense of ethical viewpoints and moral values. Such cases are well-known due to the orations (Demosthenes, Cicero, Quintilian), dramas (Euripides, Aristophanes, Menander) and poetry (Horace, Ovid). With coming of the conflict between Christians and Pagans to the political field appellation to the ‘barbarity’ as the argument in polemics sooner or later should appear in the sphere of interfaith relations. The earlier, in comparison with Lactantius, Christian tradition had indications, showing such a possibility. Tertullian complained about that Romans that were Pagans think of the Christian Romans as of the barbarians. Frequent contacts between Persian and Graeco-Latin world, convergence of the practices of the religious worship (the Roman cult of Mithras) resulted in a situation when Christians in their contra-Pagan polemics didn’t make the difference between ‘friendly’ Romans and ‘alien’ Persians. There is at least one more case, that is known, when Lactantius, in another his work, compared Pagans with barbarians. The later authors also used the word ‘barbarian’ as the distinctive characteristic of their opponents in the disputes over questions of religion - for example, Victor Vitensis. It’s very probable, that Lactantius was the first from the time of ‘legalization’ of Christianity, who used primarily ‘ethnic’ or ‘ethnolinguistic’ category as rhetorical instrument in interfaith polemics - that later, as the political role of Christianity grew, became widespread as practice.
Ключевые слова
Язычество, христианство, Лактанций, Валериан, римляне, варвары, персы
Key words:
Paganism, Christianity, Lactantius, Valerian, Romans, barbarians, Persians.
Литература
1 Apol. – Justinus. Apologia I // Die ältesten Apologeten. Göttingen, 1915. S. 26–77.
Буданова В.П. Варвары и варварство в антропологии цивилизаций // Цивилизация и варварство. М., 2012. С. 10–46.
Копылов И.А. «Римский миф» и проблема этноконфессиональной самоидентификации населения вандальской Африки // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. М., 2007. Вып. 21. С. 292–321.
Маринович Л.П. Возникновение и эволюция доктрины превосходства греков над варварами // Античная цивилизация и варвары. М., 2006. С. 5–29.
Мосолкин А.В. Понятие barbarus у ранних римских писателей (анализ источников) // Античный мир и археология. 2002. Вып. 11. С. 47–51.
Никольский И.М. Как язычники превратились в варваров: образ врага у христиан эпохи заката Римской империи (по данным De mortibus persecutorum Луция Фирмиана Лактанция) // ВЕДС-XXVI. Язычество и монотеизм в процессах политогенеза. М., 2014. С. 202–207.
Никольский И.М. Смерть как средство политической пропаганды: гибель императора Валериана в описании римских историков // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2015. Т. 6. Вып. 1(34). [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840000966-1-2.
Ar. Polit. – Aristotle’s Politica / Ed. W.D. Ross. Oxford, 1957.
Arist. Nub. – Aristophanes. Nubes // Aristophanes. Comoediae / Ed. F.W. Hall and W.M. Geldart. Oxford, 1907. Vol. 2.
Beck R. The Mysteries of Mithras: A New Account of Their Genesis // The Journal of Roman Studies. 1998. Vol. 88. P. 115–128.
Cic. Verr. – Cicero. M. Tullius. In Verrem // M. Tulli Ciceronis Orationes. III.
2-nd ed. / Rec. W. Peterson. Oxford, 1917.
Clauss M. Mithras: Kult und Mysterium. Darmstadt, 2012.
Contra Celsum – Origenes. Contra Celsum Libri VIII. Leiden, 2001.
CSEL – Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum.
Dem. – Demosthenis Orationes / Ed. S.H. Butcher. Oxford, 1903.
Dial. – Iustini Martyris Dialogus cum Tryphone / Ed. M. Marcovich (Patristische Texte und Studien 47). B.; N.Y., 1997.
DMP – Lactantius. De mortibus persecutorum / Ed. & trans. J.L. Creed. Oxford; N.Y., 1984.
Eur. Tr. – Euripides. Troades // Euripidis Fabulae / Ed. G. Murray. Oxford, 1913. Vol. 2.
Hier. Epist. – St. Eusebii Hieronymi Epistulae (Pars 1. Epistulae 1–70) // CSEL. Wien; Leipzig, 1910. Vol. 54 / Ed. I. Hilberg.
Hor. Carm. – Q. Horatius Flaccus. Carmina // Horace Odes and Epodes / Ed. Ch.E. Bennett. Boston, 1901. P. 1–157.
Kendeffy G. Lactantius as Christian Cicero, Cicero as Shadow-like Instructor // Brill’s Companion to the Reception of Cicero / Ed. W.H.F. Altman. Leiden; Boston, 2015. P. 56–92.
Lact. Div. Inst. – Lactantius. Divinae Institutiones // CSEL. Prag; Wien; Leipzig, 1890. Vol. 19/2 / Ed. S. Brandt.
Men. Ep. – Menander. Epitripontes // Menander / Ed. W.G. Arnott (Loeb Classical Library). Cambridge, 1979. Vol. 1. P. 379–526.
Ov. Met. – P. Ovidii Nasonis Metamorphoses / Ed. R. Ehwald, E. Rösch. Berlin; München, 1903/1961; Ed. H. Magnus. Gotha, 1892; Ed. R. Merkel. Leipzig, 1893.
Prosopography of the Late Roman Empire / Eds. A.H.M. Jones, J.R. Martindale, J. Morris. Cambridge, 1971. Vol. 1.
Quint. – Quintilianus. Institutio Oratoria / Ed. H.E. Butler. Cambridge, 1920. Vol. 1.
Tert. Apol. – Tertullianus. Apologeticus / Ed. T.R. Glover (Loeb Classical Library). Cambridge, Mass., 1931.
Tert. De bapt. – Tertullianus. Liber de baptismo / Ed. E. Evans. L., 1964.
Tert. De corona – Tertullianus. De corona / Ed. J. Fountaine. P., 1966.
Tert. De Praescr. Haer. – Tertullianus. De praescriptione haereticorum / Ed. R.F. Refoulé (Sources Chrétiennes 46). P., 1957.
Tert. vs. Marc. – Tertullianus. Adversus Marcionem / Ed. E. Evans. Oxford, 1972.
Vict. Vit. – Victoris Vitensis Historia Persecutionis Africanae Provinciae Per Geiserici et Hunirici regum Wandalorum / Ed. K. Halm // MGH AA. B., 1961. T. 3/1.
Woods D. Lactantius, Valerian and Halophilic Bacteria // Mnemosyne. 2008. Vol. 61. P. 479–481.
 
Ознакомиться с текстом статьи в формате djvu
 
Вернуться к оглавлению