Главная страница
Библиотека сайта
Свод «Древнейшие источники по истории Восточной Европы»
Восточная Европа в древности и средневековье (материалы Чтений)
Древнейшие государства Восточной Европы. 2016 год: Памяти Г.В. Глазыриной. C. 239-252.
Автор(ы)
Й. Комендова
Название
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫЧЕСТВА В МИССИОНЕРСКОЙ АГИОГРАФИИ ЛАТИНСКОГО ЗАПАДА И РУСИ (ДО XIV В.)
Аннотация
Статья посвящена типологическому сравнению концептуализации язычества в раннесредневековой латинской миссионерской агиографии и в древнерусском Житии Стефана Пермского. В сравнении с латинской традицией описаний языческих народов в житиях миссионеров рассматрива ется описание язычников-пермян в Житии Стефана Пермского Епифания Премудрого. Несмотря на то, что Епифаний писал свое произведение, не будучи знаком с латинской миссионерской агиографией, восприятие язычников в Житии Стефана Пермского в целом ряде аспектов полностью укладывается в русло традиций этого жанра, нарративные стратегии которого подчинялись топосам изображения чужих культур идолопоклонников. Одновременно рассмотрение жития древнерусского миссионера позволяет сделать вывод о его значительных отличиях от латинских текстов этого жанра. Уникальной чертой Жития Стефана Пермского является выразительный образ язычника Пама. Этот названный по имени индивид-язычник выступает в житии в роли антагониста миссионера, как полноправный персонаж, которому свойствен целый спектр эмоций и идей. Этот яркий портрет носителя чужой культуры – новаторский авторский ход Епифания Премудрого, который уникален для всей средневековой миссионерской агиографии. Житие Стефана Пермского – «последнего апостола средневековой Европы» – является своеобразной вершиной данного жанра.
Autor(s)
Jitka Komendova
Name
THE CONCEPTUALIZATION OF PAGANISM IN THE MISSIONARY HAGIOGRAPHY OF THE LATIN WEST AND RUS (UP ТО ТНЕ 14th CENTURY)
Summary
The paper is devoted to typological comparison of the conceptualization of paganism in the medieval Latin missionary hagiography and the Old Rus Life of St Stephen of Perm Bd. 1396) by Epiphanius the Wise. The image of the heathen Perm (Komi) drawn by Epiphanius is compared with the Latin tradition of describing pagan peoples. Although Epiphanius was not familiar with the Latin missionary hagiography, his perception of the pagans is close in many respects to the traditions of that genre, where the narrative strategies were completely defined Ьy the topoi of the description of the alien cultures of idol- worshippers. At the same time, the comparison of the Life of St Stephen of Perm with Latin missionary lives shows their significant differences. Epiphanius's Life is unique owing to presenting an impressive figure of Pam, a local pagan who acts as an antagonist of St Stephen. Pam is a rightful character of the narrative, who expresses a variety of emotions and ideas. Such an impressive portrait of a representative of an alien culture is Epiphanius's innovation, which is unique for all the medieval European missionary hagiography. The Life of St Stephen of Perm, this 'last apostle of medieval Europe', can be regarded, in its way, as t of the genre.
Ключевые слова
Язычество, миссия, агиография, Древняя Русь, Житие Стефана Пермского, св. Войтех-Адальберт
Key words:
Paganism, missionary, hagiography, Old Rus, Life of St Stephen of Perm, St Vojtěch-Adalbert
Литература
Житие Стефана Пермского / Изд. Г.М. Прохоров // Святитель Стефан Пермский. СПб., 1995. С. 50–263.
Комендова Й. Спор о вере в «Житии Стефана Пермского» в контексте средневековой миссионерской агиографии // Славяноведение. 2015. № 4. С. 14–21.
Краткое описание о народе остяцком сочиненное Григорием Новицким в 1715 году. СПб., 1884.
Brunonis Vita quinque fratrum / R. Kade // MGH SS. Hannoverae, 1888.
T. 15/2. S. 709–738.
Brunonův Život sv. Vojtěcha / J. Emler // FRB. 1873. T. 1. S. 266–304.
De S. Adalberto episcopo Pragensi / M. Perlbach // MGH SS. Hannoverae, 1888. T. 15/2. S. 1177–1184.
Graus F. Volk, Herrscher und Heiliger im Reich der Merovinger. Studien zur Hagiographie der Merovinger. Praha, 1965.
Jana Kanaparia Život sv. Vojtěcha / J. Emler // FRB. 1873. T. 1. S. 235–265.
Komendová J. Světec a šaman. Kulturní kontexty ruské středověké legendy. Praha, 2011.
Komendová J. Od hagiografie k etnografii. Zpráva G.I. Novického o christianizaci Chantů // Jedinec a evropská společnost od středověku do 19. století. Olomouc, 2014. S. 97–111.
Magistri Adami Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum / Werner Trillmich // Quellen des 9. und 10. Jahrhunderts zur Gechichte der hamburgischen Kirche und des Reiches. B., 1961. S. 135–503.
Padberg L.E. von. Mission und Christianisierung. Formen und Folgen bei Angelsachsen und Franken im 7. und 8. Jahrhundert. Stuttgart, 1995.
Padberg L.E. von. Die Inszenierung religiöser Konfrontationen. Theorie und Praxis der Missionspredigt im frühen Mittelalter. Stuttgart, 2003.
Sulpicii Severi De Vita beati Martini liber unus / J.-P. Migne // PL. T. 20. Col. 159–176.
Utrpení sv. Vojtěcha mučedníka / J. Emler // FRB. 1873. T. 1. S. 231–234.
Verše o utrpení sv. Vojtěcha / J. Emler // FRB. 1873. T. 1. S. 313–334.
Vita Amandi episcopi I / B. Krusch, W. Levison // MGH SRM. Hannoverae; Lipsiae, 1910. T. 5. S. 431–449.
Vita Anskarii auctore Rimberto / G. Waitz // MGH SRG. Hannoverae, 1884.
Vita et passio sancti Brunonis episcopi et martyris Querfordensis / H. Kauffmann // MGH SS. Lipsiae, 1934. T. 30/2. S. 1350–1367.
Vita Lebuini antiqua / A. Hoffmeister // MGH SS. Lipsiae, 1934. T. 30/2. S. 789–795.
Vita Bonifatii auctore Willibaldo / W. Levison // MGH SRG. Hanoverae; Lipsiae, 1905. T. 57. S. 1–58.
Wood I. Missionary Hagiography in the Eight and Ninth Centuries // Ethnogenese und Überlieferung. Angewandte Methoden der Frühmittelalterforschung. Wien; München, 1994. S. 189–199.
 
Ознакомиться с текстом статьи в формате djvu
 
Вернуться к оглавлению