Древнейшие государства Восточной Европы. 2016 год: Памяти Г.В. Глазыриной. C. 294-303. |
Автор(ы) |
Т. М. Калинина |
Название |
Андрей Первозванный в некоторых восточных источниках |
Аннотация |
Статья посвящена упоминаниям ученика Иисуса Христа Андрея Первозванного в книгах трех восточных авторов: перса, писавшего по-арабски, мусульманина ат-Табари; христианского араба Агапия Манбиджского; сирийца-христианина Абу-л-Фараджа (Бар Гебрея, Бар Гебрайо). Ат-Табари и Агапий Манбиджский, независимо друг от друга, придерживались апокрифической легенды о пребывании Андрея Первозванного в городе людоедов. Некоторые апокрифы и ряд канонических сюжетов относили город людоедов в области южного Понта или Кавказа, где обитали некие «внутренние эфиопы»; иной раз наблюдалось смешение «города людоедов» с Синопой. Абу-л-Фарадж, следуя другой канонической христианской традиции, полагал, что Андрей проповедовал, помимо других областей, в Скифии. Хороним «Скифия» в книгах восточных писателей был более или менее теоретическим понятием, фигурирующим в традиционных церковных, канонических и апокрифических, текстах, а также в светских, исторических и географических, книгах. Хождения Андрея Первозванного по припонтийским областям, столь популярные в церковной литературе других стран, не нашли яркого отражения в исламской литературе. Статья посвящена упоминаниям ученика Иисуса Христа Андрея Первозванного в книгах трех восточных авторов: перса, писавшего по-арабски, мусульманина ат-Табари; христианского араба Агапия Манбиджского; сирийца-христианина Абу-л-Фараджа (Бар Гебрея, Бар Гебрайо). Ат-Табари и Агапий Манбиджский, независимо друг от друга, придерживались апокрифической легенды о пребывании Андрея Первозванного в городе людоедов. Некоторые апокрифы и ряд канонических сюжетов относили город людоедов в области южного Понта или Кавказа, где обитали некие «внутренние эфиопы»; иной раз наблюдалось смешение «города людоедов» с Синопой. Абу-л-Фарадж, следуя другой канонической христианской традиции, полагал, что Андрей проповедовал, помимо других областей, в Скифии. Хороним «Скифия» в книгах восточных писателей был более или менее теоретическим понятием, фигурирующим в традиционных церковных, канонических и апокрифических, текстах, а также в светских, исторических и географических, книгах. Хождения Андрея Первозванного по припонтийским областям, столь популярные в церковной литературе других стран, не нашли яркого отражения в исламской литературе. |
Autor(s) |
Tatjana М. Kalinina |
Name |
SAINT ANDREW THE APOSTLE IN SOME ORIENTAL SOURCES |
Summary |
The article discusses mentions of St Andrew the Apostle in books of three oriental authors: at-Tabari, a Muslim Persian scholar, who wrote in Arabicx Agapius of Hierapolis, a Christian Arabic writerx Gregory Bar Hebraeus Balso Mor Gregorios Bar Ebraya, in Latin Abulpharagius), Chief Bishop of the Syriac Orthodox Church. Irrespective of each other, At-Tabari and Agapius of Hier- apolis followed the apocryphal legend about the stay of Saint Andrew in a city of cannibals. Some apocryphal and canonical texts believed the city of canni- bals to be situated either in the region of the south Pontus or in the Caucasus, where lived so called «inner Ethiopians». Sometimes there was the confusion of «the city of cannibals» and Sinope. Gregory Bar Hebraeus, following a different canonical Christian tradition, believed that Andrew preached also in Scythia. Territory name «Scythia» in the books of oriental writers was more or less a theoretical concept, which could be found in traditional ecclesiastical, canonical and apocryphal texts, as well as in secular, historical and geographical, books. The journeys of Saint Andrew to the northern coast of the Black Sea were not reflected in Islamic literature, though they were vividly depicted in the ecclesiastical literature of other countries. |
Ключевые слова |
Ат-Табари, Агапий Манбиджский, Абу-л-Фарадж (Бар Гебрей), Андрей Первозванный, город людоедов, Скифия |
Key words: |
At-Tabari, Agapius of Hierapolis, Gregory Вar Hebraeus BAbulpharagius), Saint Andrew the Apostle, the city of cannibals, Scythia |
Литература |
Арабские источники VII–IX вв. по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М.; Л., 1960. Арабские источники X–XII вв. по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М.; Л., 1965. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 234–407. Беляев С.А. Летописное свидетельство о пребывании апостола Андрея в Северном Причерноморье и в Скифии (Среднем Поднепровье и Киеве): реальность или вымысел? // Теодицея. Альманах. Пятигорск, 2010. № 1. С. 4–9 (http://search.rsl.ru/ru/record/01004869807). Бибиков М.В. Byzantinorossica. Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004. Т. I. Большаков О.Г. Византия и Халифат в VII–Х вв. // Византия между Западом и Востоком: Опыт исторической характеристики. СПБ., 1999. С. 354–379. Васильев А.А. Агапий Манбиджский, христианский арабский историк X века // ВВ. СПб., 1904. Т. XI. Вып. 3–4. С. 574–587. Васильевский В.Г. Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян // Васильевский В.Г. Труды. СПб., 1909. Т. II. Вып. 1. C. 214–227. Виноградов А.Ю. Апостол Андрей и Черное море: проблемы источниковедения // ДГ, 1996–1997 гг.: Северное Причерноморье в античности. Вопросы источниковедения. М., 1999. С. 348–367. Виноградов А.Ю. Андрия и Матфия деяния // ПЭ. М., 2001. Т. II. С. 406-408. Виноградов А.Ю., Сургуладзе М., Анохина Т.В., Лосева О.В. Андрей Первозванный // ПЭ. М., 2001. Т. II. C. 370–377. Григорий Турский. Книга о чудесах блаженного апостола Андрея // Альфа и Омега. 1999. № 3(21). С. 214–242 (http://www.vostlit.info/Texts/rus/Greg_Tour/frame1text.htm). Евсевий Памфил Кесарийский. Церковная история // Богословские труды. М., 1983. Сб. 24. С. 97–118: (http://www.odinblago.ru/evseviy_pamfil). Иисус Христос в документах истории / Сост., ст. и коммент. Б.Г. Деревенского. СПб., 2007. Калинина Т.М. Сведения ранних ученых Арабского халифата. Тексты, пер., комментарий. М., 1988. (Древнейшие источники по истории народов СССР). Калинина Т.М. Тюрки в «образе мира» средневековых арабо-персидских писателей // Тюркологический сборник. 2006. М., 2007. С. 183–193. Калинина Т.М. Образ Скифии в представлениях средневековых арабо-персидских ученых // Образ Скифии и историко-культурное наследие. Материалы конференции 26–28 октября 2015 г. М., 2015. С. 44–54. Коновалова И.Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. Текст, перевод, комментарий. М., 2006. (Древнейшие источники по истории Восточной Европы). Коновалова И.Г. Скифия в арабо-персидских источниках // Подосинов А.В., Джаксон Т.Н., Коновалова И.Г. Скифия в историко-географической традиции Античности и Средних веков. М., 2016. С. 291–313. Медведев А.П. «Великая Скифия»: Критический анализ одного из понятий современной скифологии // Образ Скифии и историко-культурное наследие. Материалы конференции 26–28 октября 2015 г. М., 2015. С. 62–67. Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. Панченко К.А. Агапий Манбиджский // ПЭ. М., 2000. Т. I. С. 221. Панченко К.А. К истории православного летописания в Халифате (источники Хроники Агапия Манбиджского для VII–VIII вв.) // ВВ. 2001. Т. 60 (85). С. 109–120. Понырко Н.В., Панченко А.М. Апокрифы о Андрее Первозванном // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 1: А–К. С. 49–54. Райт В., Коковцов П.К. Краткий очерк истории сирийской литературы / Пер. с английского К.А. Тураева, под ред. и с доп. П.К. Коковцова. СПб., 1902. Розен В.Р. Заметки о летописи Агапия Манбиджского // ЖМНП. 1884, янв. С. 47–75. Сидоров А.И. Григорий Турский // ПЭ. М., 2006. Т. 13. С. 69–71 Ястребов А., свящ. Евсевий // ПЭ. М., 2008. Т. XVIII. С. 252–267. Annales auctore Abu Djafar Mohammed Ibn Djarir at-Tabari / Еd. M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1881–1882. Prima series. II. Bar Hebraeus. Chronicon ecclesiasticum / Quod e codice musei Britannici descriptum conjuncta opera ediderunt, Latinitate donarunt annotationibusque ... illustrarunt J.-B. Abbeloos et T. Lamy. Louvain, 1872–1877 / Ed. J.-B. Abbeloos (1836–1906) and Th.J. Lamy. Vol. 1 (http://archive.org/stream/BarHebraeusChroniconEcclesiasticumVol.1/GregoriiBarhebraeiChroniconEcclesiasticum#page/n55/mode/1up). Corpus christianorum Clavis Apocryphorum Novi Testamenti. Cirva et Studio Mavritii Geerard. Turnhout, 1992. Graf G. Geschichte der Christlischen arabischen Literatur. Cittá di Vaticano, 1944. Bd. 1: Die Übersetzungen. Hoyland R. Agapius, Theophilus and «Muslim sources» // Studies in Theophanes / Ed. M. Jankowiak, F. Montinaro. P., 2015. P. 358–363. (Travaux et Mémoires, 19). Das Kitab Surat al-ard des Abu Ğa‘far Muhammad Ibn Musa al-Huwarizmi / H.v. Mžik. Leipzig, 1926. Kitab at-tanbih wa’l-ischraf auctore al-Masûdi / M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1894. Kitab al-‘Unwan. Histoire Universelle écrite par Agapius (Mahboub) de Menbidj / Éditée et traduite en français par Alexandre Vasiliev. Second partie (1) // Patrologia Orientalis. P., 1911. T. 7. P. 458–591. Pines Sh. An Arab Version of the Testimonium Flavianum and its Implications. Jerusalem, 1971. Vasiliev A. Harun-ibn-Yahya and his Description of Constantinople // Seminarium Kondakovianum. 1932. Т. V. P. 149–163. |
|
Ознакомиться с текстом статьи в формате djvu | |
|