|
||||||||||
Восточная Европа в древности и средневековье. Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. Выпуск XXХIII. Роль религии в формировании социокультурных практик и представлений / Отв. ред. Е.А. Мельникова. М., 2021. 340 с.; ISBN 978-5-94067-514-3
|
Содержание | |
Айбабин А.И. Роль христианства в распространении греческого языка у готов и алан Юго-Западного Крыма | 5 |
Алексеенко Н.А. Религиозные культы по печатям священнослужителей византийской Таврики VIII-XI вв. | 9 |
Артамонов Ю.А. Об участии церкви в интронизации князей Древней Руси | 13 |
Арутюнова-Фиданян В.А. Роль армянской православной общины в VI-XI вв. | 19 |
Ауров О.В. Церковь и власть в городах Центральной Испании в XI-XIII вв. (на примере Куэльяра, Сепульведы и Риасы) | 22 |
Бубенок О.Б. Аланы Северного Кавказа на этапе «выбора веры» | 27 |
Булычева Е.В. Участие оргеонов в организации и финансировании жертвоприношений в Аттике IV в. до н.э. | 31 |
Введенский А.М. Верхняя временная граница перевода «Пчелы» и Летописец Переяславля Суздальского | 36 |
Вдовченков Е.В. Сарматские жрицы как историографический фантом | 40 |
Ведешкин М.А. Религиозная мимикрия и особенности отправления языческого культа в христианской Римской империи | 44 |
Вершинина Ю.Е. Бог без семьи? Родственные связи Христа и их представление в «Истории франков» Григория Турского | 48 |
Вилкул Т.Л. Новое знание: дополнительные хронографические заимствования в новгородско-софийских сводах | 54 |
Виноградов А.Ю. Религиозный аспект церемонии вокняжения в домонгольской Руси | 57 |
Гимон Т.В., Мельникова Е.А. Христианские тексты в бытовой письменности на Руси и в Скандинавии | 62 |
Гиппиус А.А., Дробышева М.М. Церковное и светское право в надписях-граффити Смоленска и Старой Рязани | 67 |
Данилов Е.С. Бог Телесфор на монетной чеканке римского времени | 73 |
Джаксон Т.Н. Interpretatio Christiana: «Что могли язычники знать о Рождестве?» | 77 |
Добровольский Д.А., Лавренченко М.Л. «Еже дв? сестрениц? поимати мужеви»: близкородственные браки в древнерусской антилатинской полемике и социальных практиках средневековой Европы | 83 |
Дробышев М.И. Ветхозаветные персонажи в «Стратегиконе» Кекавмена | 88 |
Дробышев Ю.И. Роль религиозного фактора в монголо-тибетских отношениях в XIII в. | 90 |
Ермолова И.Е. Религиозные представления Аммиана Марцеллина | 95 |
Зарапин Р.В. Монотеистические представления гетов в свете легенды о Залмоксисе | 100 |
Земляков М.В. Социальный статус священника в законодательстве раннего Средневековья (на примерах франкских правд и англо-саксонских законов VI-IX вв.) | 105 |
Калинина Т.М. Верховные властители Хазарии: социальный и религиозный статус | 110 |
Квашнин В.А. Храм Геркулеса Капитолийского как историографическая фикция | 115 |
Кириллова М.Н. Культ Термина и практика римского межевания в I в. н.э. | 118 |
Коматарова-Балинова Е., Флёров В.С. Языческие храмы Первого Болгарского царства и Хазарского каганата | 123 |
Коновалова И.Г. Источники и состав рассказа мусульманских авторов о принятии русами ислама | 131 |
Короленков А.В. Саллюстий и боги | 136 |
Косоуров Д.А. Религиозная ситуация в византийской феме Иверия: общеримские практики и региональные особенности | 142 |
Котышев Д.М. Печати киевских митрополитов XI-XII вв.: проблемы и интерпретации | 145 |
Кузнецов А.А. Православные иерархи Руси в дипломатии Владимирского княжества (1176-1238) | 151 |
Кузнецова А.М. Нормы христианского поведения в первых законах Венгерского королевства XI в. | 156 |
Лаушкин А.В. К вопросу о процедуре княжеских съездов | 159 |
Лебедев П.Н. Христианский агон: спортивные образы в североафриканских христианских сочинениях конца II — начала III в. | 163 |
Литовских Е.В. Первый исландский христианин Эрлюг Старый | 167 |
Лукин П.В. Святой Марк и святая София: республиканские патрональные культы в Венеции и Новгороде | 173 |
Лушников А.А. Сюжеты о происхождении идолопоклонства: параллели в древнерусской и западноевропейской средневековой книжности | 179 |
Майко В.В. Влияние афонских традиций на формирование погребального обряда населения Восточной Таврики второй половины X-XIII в. | 184 |
Матузова В.И. Тевтонский орден как монашеская корпорация: вымысел и реальность, XIII-XIV вв. (на материале «Хроники земли Прусской» Петра из Дусбурга) | 189 |
Матюшина И.Г. История формирования культа святой Этельтрют Илийской | 194 |
Мишин Д.Е. Замена сакральной жертвы на Ближнем Востоке и в Европе | 199 |
Могаричев Ю.М. К вопросу о крымских епархиях в период раннего Средневековья: миссионерство | 202 |
Науменко В.Е. Св. Иоанн Готский и учреждение Готской епархии в Крыму: дискуссионные вопросы современной историографии | 207 |
Никольский И.М. Христианская и политическая этика в произведениях Драконция | 211 |
Петрухин В.Я. Славянское язычество: от «отеческого обычая» к государственному культу | 216 |
Плешак Д.Г. Христианство, язычество и память у Георгия Писиды | 220 |
Подосинов А.В. Греческие боги и герои как прародители местных племен Северного Причерноморья (миф - фольклор - литература - история) | 224 |
Рашковский Б.Е. Хазарский выбор веры после хазар? К истории бытования книжного сюжета | 230 |
Риер Я.А. Языческие ритуалы власти в процессе генезиса Великого княжества Литовского (XIII в.) | 235 |
Рождественская Т.В. Письменные традиции в древнерусском храме: сакральное и бытовое | 239 |
Сараев А.С. Свидетелем чего стал Ахмед Ибн Фадлан в ставке булгарского правителя в 922 г.? | 242 |
Сердюк Б.В. Поход Даниила Романовича против ятвягов: «религиозная война»? | 248 |
Соколов Р.А. Церковная иерархия и выступления 1262 г. | 253 |
Ставиский В.И. Когда был убит князь Михаил Черниговский? | 256 |
Столярова Л.В. Добрилово евангелие 1164 г. и его заказчик поп «святаго Ивана Предтеча» Семен | 261 |
Суриков И.Е. Погребальная обрядность в архаических и классических Афинах: религиозные, социокультурные, политические аспекты | 266 |
Темчин С.Ю. Гимнографические источники и датировка статьи 1015 г. «Повести временных лет» и «Молитвы» Владимира Мономаха | 271 |
Тимохин Д.М. Религиозная и политическая элита Хорезма накануне монгольского нашествия: опыт взаимодействия и противостояния | 277 |
Тишин В.В. Снова о понятии qut в памятниках древнетюркской рунической письменности | 281 |
Федонников Н.А. Королевские зерцала эпохи Меровингов и проблема континуитета представлений о светской и церковной власти в королевстве франков | 286 |
Филюшкин А.И. Новые подходы к изучению культов святых в средневековой Ливонии и перспективы их применения к изучению Северо-Запада Руси | 291 |
Фогель А.С. Смерть князя Игоря Старого в языческой и христианской традиции: причины, обстоятельства, последствия | 294 |
Хайрединова Э.А. Влияние христианства на погребальный обряд гото-алан Юго-Западного Крыма | 298 |
Хлевов А.А. «Житие св. Виллиброрда» как источник по этнопсихологии древних германцев | 303 |
Чхаидзе В.Н. Антоний, архиепископ Зихии (30-50-е годы XI в.) | 308 |
Шинаков Е.А., Гурьянов В.Н. Переход от языческой к христианской погребальной обрядности (на примере Среднего Подесенья) | 312 |
Щавелев А.С. Местникъ в договоре князя Олега 911 г. | 316 |
Щеголева Л.И. Летописное сообщение о взятии Киева в 1161 г. в контексте церковно-литературных памятников домонгольского времени | 322 |
Сведения об авторах | 326 |
Список принятых сокращений | 331 |
Загрузить полный текст сборника в формате djvu (2,5 Mb) | |
Загрузить полный текст сборника в формате pdf (7 Mb) | |
Вернуться в начало страницы |
© М., Издательство ИВИ РАН, 2021
© Д.М. Котышев. Scan, djvu, html-верстка, 2021
|